• С этим художником знакомят школьников и детей в первую очередь. Он для них понятен, благодаря изображению сказочных сюжетов.
  • Виктор Михайлович Васнецов обращается не к историческим источникам (хронике), а к поэтическим — к былинам, сказкам, фольклору.
  • Он первый, кто смог передать напевность, лиричность, поэтичность всей русской истории, а не конкретного сюжета.
  • Его уникальность в соединении волшебного и реалистичного.
  • Начинал не со сказочных сюжетов. Художественные критики и публика резкую перемену в стилистике и жанре Васнецова восприняли настороженно.
  • После окончания академии художеств становится художником-передвижником. Разрабатывает в первую очередь злободневные, социальные, реалистичные и критичные картины.
  • Он — современник стиля модерн. Архитектор, который делает первые постройки, создающие переход от псевдорусского стиля к неорусскому и модерну.
  • Виктор Васнецов — художник русского духа. Ярый монархист. Участвовал в росписях Владимирского собора в Киеве.

«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 год).«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 год)

  • ‍ Картина обращена к конкретному историко-литературному источнику – «Слово о полку Игореве».
  • ‍ Показан не сам бой, а то, что произошло после боя. Мы видим там смерть: смерть как сон.
  • ‍ В беспорядке есть определенная логика. На среднем плане видно двух главных русских героев.
  • ‍ Васнецов освещает театральным светом молодого князя и старого богатыря, привлекая наше внимание именно к ним.
  • ‍ Разграничивает добро и зло с помощью поз и света.
  • ‍ Богатыри Руси выделены светом, они лежат в естественных красивых позах, не обезображены битвой.
  • ‍ Половцы же все изуродованы. Корявые позы, собраны в кучи, все в сечи.
  • ‍ В этой картине удалось создать образ древности русской.

«Алёнушка» (1881).Аленушка

  • Все ассоциируют эту картину со сказкой «Аленушка». Но на самом деле изначально к сказке картина не имела никакого отношения.
  • Васнецов увидел простоволосую одинокую, грустную девушку. Пишет ее в реалистическом пейзаже, который видел в Абрамцево.
  • Пейзаж настроения. Когда природа созвучна настроению человека.
  • Сочетание чудесного с одной стороны и абсолютно реалистичного с другой, вводит нас в заблуждение. Природа, которая видя состояние девочки, отвечает ей. Кажется, что это сказка.
  • Как будто камыши что-то шуршат и шепчут, ласточки на ветке тоже ведут беседу с героиней. Это единый мир с переплетением реального и фантастического. В этом переплетении у нас возникает ужасно тревожное волнение.

«Три богатыря» (1898)

    • Картина создавалась на протяжении 10-15 лет.
    • Идея — сила и могущество русского народа.
    • Обращение к былинной истории.
    • Это обобщающий образ русского народа.
    • Есть эпический размах. Сочетание реалистичной природы с эпическими героями.
    • 3 разных образа, олицетворяющих патриотизм.

«Три богатыря» (1898)

«Иван-царевич на Сером Волке» (1889)

  • Абсолютно сказочный сюжет.
  • Возникает ощущение, что Елена Прекрасная и Иван-царевич едут среди дремучих лесов, среди песков сыпучих.
  • Помимо сказочных присутствуют и театрализованные эффекты — костюмы героев.
  • Ветка яблони на первом плане – это отсыл к началу сказки.«Иван царевич на сером волке» (1889)

Если вам и этого мало, приглашаем послушать беседу с историком искусства Викторией Евгеньевной Анисимовой. И сомнения исчезнут: смотрите и слушайте!