А.ДОЛИН: Итак, Пол Верховен, который возглавлял жюри в этом году, очень симпатично раздал призы, потому что довольно неожиданно. И вместо того, чтобы наградить главным призом Аки Каурисмяки с его очень хорошей картиной «Обратная сторона надежды», наградил другую очень хорошую картину, гораздо менее очевидную. Я такие вещи люблю, когда не тому, кому я жду, дают приз.
П.ФАДЕЕВ: Я вот не люблю такие вещи.
А.ДОЛИН: То есть ты любишь очевидное.
П.ФАДЕЕВ: Нет, я люблю, когда по заслугам. У Аки Каурисмяки есть хоть какой-нибудь хоть один главный приз на больших фестивалях?
А.ДОЛИН: Нет, и это очень грустно.
П.ФАДЕЕВ: Ну, и о чем тогда речь, я не понимаю? Очевидно, что про эту бабу никто не вспомнит через день после того, как она получила это.
А.ДОЛИН: Нет, нет.
В.КОЛОСОВА: Давай послушаем специалиста.
П.ФАДЕЕВ: Аки Каурисмяки пожилой человек уже, в общем, с известными слабостями к спиртному, здоровья не крепкого.
А.ДОЛИН: Но дело не в спиртном.
П.ФАДЕЕВ: Ну, мы его обожаем, он сделал массу хороших фильмов.
А.ДОЛИН: Я обожаю Каурисмяки, он получил «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру, не будем забывать.
П.ФАДЕЕВ: Поэтому, знаешь, все ждут от меня, что я дам лучший ему фильм, а я вот не дам, я так вот оригинальный человек.
А.ДОЛИН: Он получил приз.
П.ФАДЕЕВ: Тогда не получи «Оскара» в этот раз.
А.ДОЛИН: Каурисмяки получил приз очень хороший за свой прекрасный фильм. Фильм «Обратная сторона надежды», который совершенно упоительный, чудесный, благородный фильм про сирийского беженца в Хельсинки.
П.ФАДЕЕВ: За что он получил «Оскара», ты сказал?
А.ДОЛИН: «Оскара»? А я не сказал «Оскара».
В.КОЛОСОВА: «Медведя серебряного».
А.ДОЛИН: Сейчас получил «Медведя».
П.ФАДЕЕВ: А у него и «Оскара» еще нет?
А.ДОЛИН: Ну, «Оскара» он никогда не получит, потому что он столько раз наезжал на «Оскар» и отказывался туда ехать, снимал свой фильм с конкурса.
В.КОЛОСОВА: Вот именно, не нравится, значит, не получит.
П.ФАДЕЕВ: Ну, ты знаешь, что их только подзадоривают такие вещи.
А.ДОЛИН: Ну, в общем, и да, и нет. Ну, это длинный разговор, про «Оскар» будем говорить на следующей неделе, давай его вручат, и мы поговорим.
П.ФАДЕЕВ: Меньшов получил «Оскар» за «Москва слезам не верит», когда надо было, чтобы хуже отношения у нас были с Америкой, да некуда уже было после всех этих историй, и ничего.
А.ДОЛИН: Нет, ну, тут ты, конечно, прав, но давай все-таки вернемся к нашим баранам и к нашему любимому Аки, раз уж с него начали. Аки Каурисмяки замечательный, фильм «Обратная сторона надежды» чудесный, его купили для русского проката и, слава богу. Картина опять сделана с замечательным меланхолическим финским юмором. В отличие от «Гавра», предыдущего фильма Каурисмяки, тоже про беженца, но во Франции, там была Франция немножко отрешенная, немножко игрушечная, Хельсинки у него все-таки настоящий, хоть он и показывает его очень условно и тоже отрешенно.
Там две параллельных истории, которые сходятся в какой-то момент. Одна история человека, который уходит из дома и от пьющей жены, продает свой бизнес, он торгует рубашками, костюмами, но никто их не покупает у него. На деньги вырученные идет в подпольное казино, выигрывает там, как всегда бывает у Каурисмяки, с неподвижным лицом…
П.ФАДЕЕВ: Не рассказывай все.
А.ДОЛИН: Хорошо. Человек открывает ресторан, это история ресторана и вот этого ресторатора.
П.ФАДЕЕВ: И к нему забурился там беженец.
А.ДОЛИН: Да, и одновременно история беженца сирийского.
П.ФАДЕЕВ: И вот два мира, два Шапиро, называется.
А.ДОЛИН: Совершенно верно, и вот они встречаются. Кстати говоря, ресторатора играет Сакари Куосманен, который во всех почти фильмах Каурисмяки играл, играл коррумпированного полицейского в «Человеке без прошлого», играл в фильме «Юха» главную роль, замечательный такой мордатый, с грустными глазами человек. Сирийский актер это действительно сирийский актер, он тоже великолепный, ну, действительно замечательно играет, с такими благородными чертами лица. Понятно, что не все беженцы такие, можно было, наверное, чтобы они там ячейку «ИГИЛа» организовали вместо того, чтобы играть…
П.ФАДЕЕВ: Запрещенную в России организацию.
А.ДОЛИН: Да, запрещенную в России организацию. Но Каурисмяки снимает про хороших людей, он пытается в людях будить лучшее, будить благородное, это прекрасно, это замечательная роль…
П.ФАДЕЕВ: Романтик, идеалист, он и не скрывает этого.
А.ДОЛИН: Да, да. Я сто процентов это поддерживаю. Но к разговору о, как ты сказал, бабе, которая получила «Золотой» приз.
В.КОЛОСОВА: Сказал, как отрезал.
П.ФАДЕЕВ: А что, она не баба, по-твоему?
А.ДОЛИН: Нет, баба, конечно, а он мужик.
В.КОЛОСОВА: Женщина.
А.ДОЛИН: Дело в том, что Ильдико Эньеди, которая получила, собственно, за свой фильм «О теле и душе» «Золотого медведя», ей 61 год, а Каурисмяки сейчас исполнится 60, они ровесники. У Каурисмяки позади 15 фильмов, Гран-при в Каннах, культовый статус и любовь людей по всему миру. Ильдико Эньеди это вовсе не никому неизвестная дама, она лауреат за свой дебютный фильм, кстати говоря, с Олегом Янковским в главной роли, «Мой XX век» «Золотой камеры» в Каннах. Она считалась суперзвездой в кино рубежа 1980-90-х, а потом она перестала снимать.
Она 18 лет не снимала и только преподавала в Венгрии, собственно, киноискусство. На нее, в общем, махнули рукой и решили, что она человек, который ушла из кино. И она вдруг вернулась с этим фильмом. Я прочитал венгерский киножурнал, который распространялся там к премьере фильма, и там венгры пишут с грустью, что ее никто не знает за пределами Венгрии, уже никто не помнит. И этот фестиваль Берлинский, это был ее единственный шанс на то, чтобы вернуться на вот эту кинематографическую сцену. Понятно, что это не причина для приза. Я не говорю, что это причина, чтобы давать. Но вопрос, который у нас поднимается, о том, кому этот приз был нужнее, он ей был нужнее.
Теперь о самом фильме. Фильм Каурисмяки похож на все замечательные фильмы Каурисмяки. Фильм «О теле и душе» очень необычный, я люблю, когда необычное кино награждают. О чем этот фильм? Это история любви, это не какой-то правозащитный манифест, как часто бывает в Берлине. Она очень нестандартная. Это история любви, которая разворачивается в декорациях скотобойни.
В.КОЛОСОВА: О, господи.
А.ДОЛИН: Директор скотобойни, одинокий мужик примерно 60 лет, в разводе давным-давно, такой совершенно одиночка и маргинал, социопат. И женщина, которую прислали туда для контроля за качеством мяса, которая тоже совершенно социопатка, сама по себе ест в столовой, ни с кем не общается. Но на скотобойне происходит кража, и туда присылают полицейского инспектора, чтобы попытаться узнать, кто совершил кражу.
Инспектор не может понять, как вести это расследование и приводит туда психолога. Психолог начинает опрашивать сотрудников скотобойни и вдруг узнает, что ему и ей, вот этим двум главным героям снится одинаковый сон. Они об этом не знают. Ну, то есть психолог считает, что над ней издеваются, такого не бывает. И эти двое героев знакомятся на основе того, что им снится одинаковый сон, и они начинают встречаться в этих снах. И это история любви, рассказанная через сны.
С одной стороны, она совершенно, ну, следственно, сновидческая, сюрреалистическая, странная. С другой стороны, это реалистические обстоятельства скотобойни, такой мясокомбината в современном Будапеште, которые показаны, ну, реалистично, как это все и есть. И это сделано настолько странно и в то же время обаятельно и непредсказуемо, и жестоко, и поэтично, и это действительно такая невозможная любовь, и очень нежно. И мне это очень понравилось. Мне показалось, что эта картина, заслуживающая приза, для меня было совершенной неожиданностью, что этот фильм на фоне вот такого народного любимца, ну, не народного, а кинофестивального любимца Каурисмяки, что этот фильм победит, я этого абсолютно не ждал.
П.ФАДЕЕВ: Ну, какой фильм лучше? Вот так, положа руку на сердце?
А.ДОЛИН: Да оба замечательные, совершенно разные, оба фильма замечательные. Второй фильм более неожиданный.
В.КОЛОСОВА: Про вашего Каурисмяки, что ты переживал? У него есть Гран-при Каннского фестиваля за «Человек без прошлого».
А.ДОЛИН: Есть, но это не золото, это второе место.
В.КОЛОСОВА: На «Оскар» он был номинирован, как лучший фильм на иностранном языке в 2003, но не поехал.
А.ДОЛИН: Не поехал, оказался.
В.КОЛОСОВА: Да, из-за войны в Ираке.
П.ФАДЕЕВ: Он был номинирован, но он не получил.
В.КОЛОСОВА: Ну, он не поехал.
П.ФАДЕЕВ: А поехал бы, получил.
А.ДОЛИН: Значит, так, Каурисмяки получил сейчас приз, просто не главный. И это было очень смешно. Каурисмяки вернулся в Берлин, он был уже у себя в Хельсинки, за призом, абсолютно набравшийся, его под руку проволочили по «красной дорожке», и когда сказали, что ему дали приз, он смог встать с кресла, но дальше он выйти на сцену не смог. И директор фестиваля Дитер Косслик вместе с членом жюри, которая объявляла, что за замечательный гумманистический фильм присуждается приз…
П.ФАДЕЕВ: Я обожаю этого человека.
А.ДОЛИН: Они спустились к нему в зал и дали ему этого «Медведя». Он его посмотрел и дальше в него, как в микрофон пытался говорить, ничего не получилось.
П.ФАДЕЕВ: Я обожаю этого человека.
А.ДОЛИН: Тогда он стал засовывать «Медведя» в карман смокинга, а в смокинге не было карманов, он его долго засовывал, засовывать было некуда, тогда он отдал его актерам и сказал единственную фразу, сказал: «Thank you very much lady and gentleman», и сел обратно на место.
В.КОЛОСОВА: Как же он фильмы снимает, если он так пьет?
А.ДОЛИН: Он снимает их блестяще.
В.КОЛОСОВА: Нет, я имею в виду рабочий процесс.
П.ФАДЕЕВ: Да, золотой человек.
А.ДОЛИН: Но он золотой, но я повторяю еще раз…
П.ФАДЕЕВ: Я обосную тебе на тех же основаниях, почему ему необходима была эта награда. У нас почему-то фестивали превратились в благотворительные организации, они теперь рассматривают, кому он теперь нужнее. Вы знаете, у него там ипотека на квартиру, у нее полноги нет, у него брат пьющий.
А.ДОЛИН: «О теле и душе» замечательный фильм.
П.ФАДЕЕВ: Ей нужен больше. Почему перестали взвешивать фильмы?
А.ДОЛИН: Значит, так, два замечательных фильма. Один из них более ожидаемый и более ожиданный, особенно для нас всех, знающих наизусть Каурисмяки, другой более нестандартный. Выбрали более нестандартный.
П.ФАДЕЕВ: Короче, я решил, я нестандартно говорю, что за это Пол Верховен не получит «Оскара» в своей номинации.
А.ДОЛИН: Черт.
П.ФАДЕЕВ: Все, я уже решил.
В.КОЛОСОВА: А я считаю, что надо посмотреть два фильма, а потом рассуждать.
А.ДОЛИН: Правильно, Вика, ты сегодня молодец.
В.КОЛОСОВА: Да, я молодец.
П.ФАДЕЕВ: По быстренькому, что еще там было интересного?
А.ДОЛИН: Что еще было, что еще наградили. Вот абсолютно в параллель замечательной этой Ильдико Эньеди, которая получила главный приз, еще одна восточно-европейская режиссерша.
П.ФАДЕЕВ: Ильдико, ты иди, вот так я сказал бы.
А.ДОЛИН: Она очень хорошая. Еще одна замечательная дама, это Агнешка Холланд, которая, кстати, что невероятно трогательно, снимает, оказывается, в соавторстве, в сорежиссерстве со своей дочкой Касией Адамик, они вместе вышли за призом, они похожи, как две капли воды. Вот подойди, я тебе покажу фотографию. Фильм называется «След» или «След зверя», как у нас его переводят. Фильм получил «Серебряного медведя» Альфреда Бауэра, то есть за вклад, за инновацию в киноискусстве. Мне кажется, что это блестящая картина. Это такой польский деревенский «Твин Пикс», только «Твин Пикс», где главная героиня женщина с поленом.
Это история расследования серии таинственных убийств этой самой женщиной, если угодно, мисс Марпл, убийств местных охотников, которых убивают вроде бы животные, причем олени. Там рядом с трупами находят только следы оленьих копыт и больше ничего, их жестоким образом убивают. И причем это все элита этой деревни – местный олигарх, у которого своя лисья ферма, шеф полиции, мэр. Из-за чего они погибают, как это устроено, невозможно понять. И это такая полумистическая история. А главная героиня, она бывший гражданский инженер, зоозащитница, преподавательница английского языка в местной деревенской школе, вообще всех раздражающая, которая наперекор местным властям ведет собственное следствие.
Очень странный фильм, очень необычный, очень анархический, очень, на самом деле, хулиганский. И для такой пожилой гранд-дамы европейского кино, какой является Агнешка Холланд, почетный президент Европейской киноакадемии, автор, по-моему, не очень хорошего фильма «Полное затмение» с Леонардо Ди Каприо.
В.КОЛОСОВА: Так кто убивает, Антон?
А.ДОЛИН: Я не буду рассказывать, с ума сошла?
В.КОЛОСОВА: А что, у нас покажут, что ли этот фильм?
А.ДОЛИН: Надеюсь, что да. Он вообще-то совершенно зрительский.
В.КОЛОСОВА: Да я потом уже забуду, кто убил.
А.ДОЛИН: Нет, наши слушатели будут помнить и мне всегда это вспоминать. Гран-при жюри получил фильм, который у нас как раз никогда не выйдет, потому что он африканский, роскошный фильм, снимался в Конго, называется «Фелисите». Ну, это типичное фестивальное кино. Режиссер французский Ален Гомис, он сенегальского происхождения, но он француз. Фильм о певице, которая добывает деньги на операцию своему сыну, попавшему в аварию.
В принципе, это такой стандартный сюжет арт-кино какого-нибудь там африканского или латино-американского. Но просто рассказан фильм очень здорово, потому что главная героиня певица, и половину фильма она поет. Это такой этно-джаз африканский, от которого невозможно оторваться. Потрясающе музыкально, действительно нечто среднее между электронной музыкой, джазом и этническими африканскими песнопениями. И на этой музыке построена вся картина.
Еще один фильм, который мне ужасно понравился, никаких призов не получил, называется «Мистер Лонг» режиссера Сабу японского. Чудесная картина, жанровая чисто. Это история суперкиллера с Тайваня. В начале фильма он убивает голыми руками 20 человек, мы так и не узнаем, кто они такие. Он не говорит ни одного слова, он божественной красоты молчаливый человек с ножом, который должен залечь на дно где-то в японской провинции, он залегает там на дно, живет в каких-то руинах и начинает там себе в котелке готовить какую-то еду. Подходит местный деревенский житель и просит попробовать его еду.
Короче, по ходу дела выясняется, что этот киллер — гениальный повар. И дальше весь фильм о том, как он открывает стенд с быстрым питанием и становится звездой местной, все японцы в очереди к нему выстраиваются, чтобы попробовать его лапшу, которую он гениально и вкусно готовит. И фильм, который обещал быть супертриллером, оказывается такой кулинарной трагикомедией, совершенно восхитительной.
К разговору об азиатах, Ким Мин Хи суперзвезда корейского кино. В фильме «Служанка» эротическом, в прошлом году многие из вас, наверное, ее видели, получила приз «Серебряного медведя» за лучшую актерскую работу. В фильме «На пляже ночью одна» культового режиссера Хон Сан Су в Берлине.
В.КОЛОСОВА: «На пляже ночью одна».
А.ДОЛИН: Ну, да, а что, плохо, что ли?
П.ФАДЕЕВ: Вот к слову о том, кому раздает Берлин свои призы, надо просто посмотреть список из 10 последних лет, кому они достались, и ты вспомнишь, ты видела это кино или нет.
А.ДОЛИН: Ну, многие из этих фильмов в России просто не выходили, это не значит, что фильмы плохие.
П.ФАДЕЕВ: Ну, они потом и нигде не выходили.
В.КОЛОСОВА: Ну, я бы, наверное, не пошла на фильм «На пляже ночью одна».
А.ДОЛИН: Ну, и, может быть, зря. И фильм «Фантастическая женщина» чилийский, он продюссирован, между прочим, двумя сегодняшними нашими героями Марен Аде, постановщицей «Тони Эрдманна», и вот эти Пабло Ларраином, который сделал «Джеки». Они спродюссировали вместе фильм «Фантастическая женщина», который в России тоже, скорее всего, не выйдет. Потому что это история женщины-транссексуала, поменявшей пол после того, как умирает ее любовник не молодой, семья этого самого любовника не пускает ее на похороны, отталкивает ее.
В.КОЛОСОВА: Почему?
П.ФАДЕЕВ: Трансвестит потому что.
В.КОЛОСОВА: Нет, транссексуал.
А.ДОЛИН: Да, тут другое, перемена пола. И потрясающая Даниэла Вега, действительно транссексуал, она сыграла главную роль потрясающе. Но такого рода фильмы в России, как правило, не выходят в прокат. Хотя он невероятно красивый, он трогательный, как мелодрамы Альмодовара, примерно вот такое. Пронзительный фильм о переживании, потере, о любви, о смерти. Фильм получил приз за лучший сценарий.
Что касается всякой попсы, лучшая попса, которую я видел на фестивале, с огромным отрывом это «Логан», фильм с Хью Джекманом и Патриком Стюартом, новый фильм из «Людей Икс». Ну, я о нем рассказывать не буду, потому что он через неделю как раз выйдет в российский прокат, ты спрашиваешь, что фильмы не выходят.
П.ФАДЕЕВ: Это про машину Renault Logan? Про это?
А.ДОЛИН: Тоже шикарная, еще одна замечательная шутка сегодняшнего дня.
В.КОЛОСОВА: Пришел подготовленный.
П.ФАДЕЕВ: Я пойду, посмотрю, хорошо.
А.ДОЛИН: Про это обязательно расскажу, но об этом я буду рассказывать через неделю.
П.ФАДЕЕВ: Я хотел сказать, о чем мы поговорим в понедельник, буквально через считанные минуты после того, как состоится вручение главных призов, буквально по нашему московскому времени это будет, наверное, 10-11, как раз и будет это время.
А.ДОЛИН: Что-то такое, да.
П.ФАДЕЕВ: И мы как раз поговорим об этих.
А.ДОЛИН: В 12, да, мы встречаемся?
П.ФАДЕЕВ: Да.
В.КОЛОСОВА: Будем праздновать триумф «Ла-Ла Ленда»?
А.ДОЛИН: А кто его знает.
П.ФАДЕЕВ: Я не знаю. Теперь все такие оригинальные, все думали, что мы дадим «Ла-Ла Ленду», но мы дадим не «Ла-Ла Ленду».
А.ДОЛИН: Давайте обсудим «Оскар», и давайте попросим сразу Олю, мы уже это делали, но это было только частично, давайте подберем песни, номинированные на «Оскар».
П.ФАДЕЕВ: Саундтрек из «Ла-Ла Ленда».
А.ДОЛИН: Не только «Ла-Ла Ленда».
В.КОЛОСОВА: Надо было ставки сегодня принимать.
А.ДОЛИН: Там есть и другие песни тоже. Давайте музыку эту будем слушать в понедельник.
П.ФАДЕЕВ: Вот мы тебе и работу нашли на выходные.
А.ДОЛИН: В общем, друзья, у вас есть возможность еще на выходных до вручения «Оскаров», собственно, главные фильмы номинанты посмотреть. «Манчестер у моря» еще у нас не вышел, он выйдет еще через неделю или через две, но «Лунный свет», «Прибытие» и «Ла-Ла Ленд», они в вашем распоряжении.
П.ФАДЕЕВ: Вот, говорят, что ломовой фильм про чернокожих женщин, которые работали в НАСА.
А.ДОЛИН: Очень хороший, поговорим о нем, он тоже выйдет в России, но чуть позже.