В.КОЛОСОВА:  Я люблю, когда человек заходит и у него спрашивают: «Антон, ну, как там Берлин?» Он говорит: «Ну, Берлин, как Берлин».

П.ФАДЕЕВ:  Нормально.

А.ДОЛИН:  Значит, замечательно. Вот как это на русский язык переводится.

В.КОЛОСОВА:  Привет.

А.ДОЛИН:  Привет, ребята, рад вас снова видеть и слышать. Свой рассказ о прокате этой недели я хочу начать со страшного унизительного признания.

П.ФАДЕЕВ:  Мы сможем с этим жить?

В.КОЛОСОВА:  Может, не надо, Антон?

А.ДОЛИН:  Полностью уверен не могу быть.

П.ФАДЕЕВ:  Выездными останемся?

А.ДОЛИН:  Выездными останетесь. Я не посмотрел фильм Сергея Гинзбурга «Вурдалаки» и фильм Сарика Андреасяна «Защитники».

В.КОЛОСОВА:  Ну, это мы как-нибудь переживем.

А.ДОЛИН:  Ну, давайте я хотя бы зачитаю с «Кинопоиска», в «Защитниках» сюжет следующий: «Во времена Холодной войны секретная организация «Патриот» создала отряд супергероев, в который вошли участники из различных советских республик. Долгие годы героям приходилось скрывать свою сущность, однако в тяжелые для страны времена они вновь берутся за дело». И теперь про «Вурдалаков».

П.ФАДЕЕВ:  А первое было не про них?

А.ДОЛИН:  Это были «Защитники». «Россия, 18 век. На краю Руси, в Карпатских горах, стоит Спасский монастырь, куда был сослан духовник императрицы Елизаветы монах Лавр». Может, больше не читать, я не знаю даже, уже интересно, по-моему. Ну, в общем, эти две отечественные картины я обязуюсь посмотреть на выходных, но пока что ничего сказать не могу.

П.ФАДЕЕВ:  Хотелось бы в один день это сделать как-нибудь.

А.ДОЛИН:  Ты хочешь меня добить сразу, чтобы я уже не встал никогда. Нет, ну, я, на самом деле, не видел, поэтому просто объявляю, выходят два таких отечественных фильма с претензией на то, что это блокбастеры, как это пойдет, я уж не знаю, думаю, что на следующей неделе поймем.

 

 

П.ФАДЕЕВ:  А я хочу сказать про проблему мою личную, зрительскую, мне три недели уже нечего смотреть, я уже не помню, когда в кино ходил.

А.ДОЛИН:  Я сейчас тебе три фильма назову, которые совершенно определенно заслуживают просмотра. Ну, а понравятся тебе или нет, другой вопрос. Первый из них, безусловно, «Тони Эрдманн». «Тони Эрдманн» это такой фильм-сенсация, фильм-событие. Мы о нем довольно много рассказывали, потому что мировая премьера была еще в Каннах в прошлом мае, вот его прокат начинается завтра.

П.ФАДЕЕВ:  Я подбирался к нему, не скрою даже, в Питере, в Доме кино, ходил вокруг, да около.

А.ДОЛИН:  Да, там были показы.

П.ФАДЕЕВ:  Честно говоря, что-то меня остановило. Я вот не уверен, что мне это кино понравится.

А.ДОЛИН:  Ну, я не могу быть тоже уверен, я просто расскажу, чем оно хорошо, а дальше, кто, что. Первое предупреждение для не любителей авторского кино – длится это 2.40. Из этого не следует, что это тяжеловесная какая-то сложная драма. Вообще-то говоря, это житейская история. Даже назвать ее драмой или назвать ее комедией нельзя, хотя она начинается со смерти собаки главного героя, пожилого такого пенсионера, и заканчивается тоже не очень весело. В фильме самом есть несколько поразительно смешных, парадоксальных, крутых сцен. Ну, конечно, это не фильм, сделанный, чтобы люди поржали, хоть он и с юмором.

«Тони Эрдманн» это история девушки независимой, такой офисной работницы, очень высокого эшелона, которая работает в международной корпорации в Бухаресте. Она из Германии сама. Ну, вот она немка и в такой международной, не только немецкой корпорации в Бухаресте она служит, она вечно занята на работе, прекрасно выглядит, не имеет семьи. И к ней вдруг к ее дню рождения приезжает папаша ее. А он одинокий пенсионер, в разводе с ее мамой, вот у него умерла собака старая, и он решил навестить дочку сюрпризом, у дочки скоро день рождения.

Но папаша непростой. Во-первых, он любит шутки и розыгрыши. Он приезжает с идиотским париком и вставными зубами, темными очками и говорит, что его зовут Тони Эрдманн. «Тони Эрдманн» название фильма, это маска главного героя, это не имя реального персонажа. И начинает лезть в деловые переговоры дочки, врать ее партнерам и боссам про то, что он ее деловой партнер, в свою очередь, и вообще влезать в ее жизнь, чем ее чудовищно, разумеется, бесит.

Ну, понятное дело, что через этот парадокс очень постепенно в них обоих прорастает что-то человеческое, это происходит очень не сразу. Через череду вот таких неловких сцен розыгрышей, из которых этот фильм весь состоит. Это очень необычно сложено и придуманное кино. В нем есть, как минимум, гениальный один музыкальный номер и одна потрясающая обнаженная сцена, я бы сказал, просто лучшая в кино последних долгих лет, если не десятилетий, и она не эротическая, она просто обнаженная.

В.КОЛОСОВА:  С отцом?

А.ДОЛИН:  Я не буду рассказывать о ней ничего, кроме того, что я сказал. Она не инцестуальная, там нет вообще примеси чего-то извращенного абсолютно в этом фильме. Он про житейские отношения. Я думаю, каждый из нас, особенно, у кого пожилые родители или у кого взрослые дети, с чем-то подобным сталкивался. Замечательные диалоги, великолепная актерская игра, Петер Симонишек, театральный артист играет роль папы, и Сандра Хюллер, уже когда-то получавшая «Серебряного медведя» в Берлине за актерскую работу за другой фильм, ну, они прекрасные два артиста.

Для тех, кто больше ценит голливудское кино, вот вам, пожалуйста, показатель, Голливуд купил уже права на ремейк с Кристиной Уик и Джеком Николсоном. Николсон уже согласился сыграть роль этого отца. Она настолько привлекательна, эта роль и этот сюжет, что, ну, как бы не могут удержаться голливудчане. Не знаю, что-нибудь хорошее получится, может быть, ужас получится.

П.ФАДЕЕВ:  А я слышал какие-то нехорошие сведения о том, что Джек Николсон уже не помнит текста, какая-то у него там ранняя стадия того, сего, и он давно не снимался. Я думаю, это подтверждает это все.

А.ДОЛИН:  Он давно не снимался. Ну, не обязательно подтверждает, возможно, да, возможно, нет.

П.ФАДЕЕВ:  Так я не ликую, я переживаю.

А.ДОЛИН:  Ну, естественно, мы все переживаем за Джека, естественно, как иначе.

П.ФАДЕЕВ:  Но, если он сейчас действительно, а это не fake news, как говорят по-американски?

А.ДОЛИН:  Нет, это не фейк. Но получится ли фильм, мы не знаем, естественно. Но замысел такой есть, права купили, Николсон подписался. «Тони Эрдманн» был показан впервые в Каннах, он получил там приз ФИПРЕССИ, потому что основное жюри ничего ему не дало. Но в прошлом году Канны действительно отличились каким-то исключительно глупым распределением призов. После этого фильма пытались как бы компенсировать буквально все. В списках лучших фильмов разных кинокритиков, английских, французских, немецких, американских, он почти везде на первом месте, не просто входит в десятку, на первом месте, «Тони Эрдманн» лучший фильм года. Не в моей десятке, хотя у меня он тоже в ней был, но не на первом месте.

Европейская киноакадемия, ну, это, конечно, не «Оскар», но все-таки это европейский киноприз очень авторитетный и важный, пять премий самых главных – «Лучший европейский фильм года», «Лучшая режиссура», «Лучший сценарий», «Лучший актер», «Лучшая актриса». Марен Аде молодой режиссер, ей 40 лет, она из Берлина, это третья ее картина. Представительница так называемой берлинской школы, ну, такое направление современного кино немецкого, она, мне кажется, одна из лучших там. Она очень интересно работает, она изучает немцев вне среды обитания. Предыдущим фильм был о немцах, которые отдыхают в отпуске на Сардинии, здесь немцы в Бухаресте, происходит действие, и явное влияние румынского кино с его вот таким суховатым абсурдистским юмором здесь есть.

Но вообще «Тони Эрдманн» ни на что особенно не похож, никаких таких аналогий я вам сейчас навскидку не приведу. И, конечно, была номинация на «Золотой Глобус», там победила «Она» Верховена и сейчас номинация на «Оскар», где «Она» не номинирована. Думаю, что высоки шансы на победу. Но я не люблю вот это гадание на кофейной гуще, потому что, ну, фильм не получит «Оскара», допустим, хуже он от этого, естественно, не станет. Просто сообщаю, что он номинирован и на «Оскар», и на «Глобус», то есть его и в Европе, и в Америке…

П.ФАДЕЕВ:  Я подумал: «Номинирована «Она» — «А кто она-то?» — «Ну, «Она» — «Ну, скажи, как называется фильм-то?» — «Ну, «Она».

А.ДОЛИН:  Ну, понятно, действительно.

П.ФАДЕЕВ:  А вас как зовут? Авас.

В.КОЛОСОВА:  Юмореска сейчас была.

А.ДОЛИН:  В общем, «Тони Эрдманна» очень и очень всем советую, особенно, если вы поклонники немецкого кино, а особенно, если вы поклонники европейского кино, и, если вам нравятся хорошие умные комедии, редчайший случай, то «Тони Эрдманн» это именно оно. Обратите внимание, не пропустите. Ну, и, конечно, традиционная рекомендация, постарайтесь смотреть не в дубляже. Я не представляю, как такой фильм дублировать. То есть, представляю, его можно дублировать плохо. Как его дублировать хорошо, не представляю себе. Поэтому постарайтесь посмотреть с субтитрами, если уж вы в любом случае идете на немецкий 2,5-часовой фильм, то потерпите и субтитры заодно, пусть все сразу в одну лунку, все шары, и, может быть, получите удовольствие.

В.КОЛОСОВА:  «Петь, я смотрела это кино, не ходите, вымученно».

П.ФАДЕЕВ:  Ну, вот у меня есть подозрение, что, я говорю, я подходил уже.

 

 

А.ДОЛИН:  Дальше фильм «Джеки» Пабло Ларраина, замечательного чилийского режиссера, номинанта «Оскара» с фильмами «Клуб» и до этого «Нет» с замечательным Гаэлем Гарсиа Берналем. Причем он сделал первый фильм на английском в Америке, фильм «Джеки» это фильм про Джеки Кеннеди, она же Жаклин Кеннеди.

В.КОЛОСОВА:  А, с Портман, что ли?

А.ДОЛИН:  С Натали Портман в главной роли.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, вот по кличке Дедушка, он сказал, что ему понравилось, как Натали сыграла Джеки, и я склонен ему доверять.

А.ДОЛИН:  Просто, на самом деле, этим сообщением об этом фильме можно было бы закончить, к сожалению. Потому что фильм все-таки не равен актеру или актрисе, которые там даже замечательно играют. Да, она очень похожа не внешним сходством, там очень мало, кстати говоря, работ гримеров, таких, чтобы вот преобразить ее совсем. Джеки Кеннеди немножко все-таки иначе выглядела. То есть определенное сходство, скажем, типажа присутствует, но не более того. Но, нет, это актерская работа, она могла бы быть театральная актерская работа. Я вот представляю себе, как эта же вещь поставлена в театре. Кстати, Ной Оппенхайм, который написал сценарий к этой истории, вот эту как бы театральную пьесу «Джеки», он получил в Венеции приз «Азелло» за лучший сценарий.

«Джеки» это история, по сути дела, четырех дней, начиная с убийства Кеннеди, и вплоть до его похорон. И они рассказаны Джеки Кеннеди в интервью журналисту, который к ней приходит, то есть сколько-то времени спустя она уже не первая леди, и она ему рассказывает очень многие вещи не под запись, ну, собственно говоря, по-моему, он без записывающих устройств, просто с блокнотом. И она говорит, если что-то из того, что не под запись опубликуете, я скажу, что я этого не говорила. И рассказывает, то есть там есть формальная и не формальная часть.

На самом деле, это довольно интересный замысел, который оборачивается вот таким довольно банальным изучением персонажа. Придуман персонаж, ну, не придуман, а воссоздан относительно реальности, понятно, как жена себя ощущала, что сначала она себя ощущала в Белом доме такой самозванкой, постепенно там обжилась, вошла в эту роль первой леди, и ей надо было нести этот двойной, тройной груз после смерти мужа, чтобы выдержать, держать лицо, чтобы не в бронированном автомобиле, а пройтись действительно по улице в момент похорон, она все это сделала, ну, и, собственно, вот тут фильм и кончился.

К миллиону фильмов об убийстве Кеннеди этот кроме ракурса, который ясен уже по рекламному постеру, на самом деле, не добавляет ничего. А, ну, еще он очень красиво снят, отличный оператор действительно французский. Поэтому меня эта картина, даже не могу сказать слово разочаровала, потому что она меня никогда не очаровывала, у меня не было никаких особенных ожиданий. Что Натали Портман прекрасная актриса, ну, мы все знаем. Если она, допустим, получит второго актерского «Оскара», она номинирована, я буду рад, она хорошая актриса, пусть получит. Не получит, тоже не расстроюсь.

Понятно, что такого рода проекты, к сожалению, примерно специально для «Оскаров» и делаются. Когда специально делаются, вот и результат такой. Там три номинации, вторая, по-моему, за костюмы, а третья за музыку. Ни лучший фильм, ни сценарий, ни режиссура, ничего этого не попало в оскаровской номинации. Не к тому, что «Оскар» это последний арбитр, конечно, я так не считаю. Ну, просто это довольно скромная картина и, мне кажется, что все…

П.ФАДЕЕВ:  Тем более что мы знаем, что «Оскар» переоценен, как мы теперь знаем.

А.ДОЛИН:  Этого я не говорил.

П.ФАДЕЕВ:  Не ты говорил, но это говорили другие.

А.ДОЛИН:  Я премию «Оскар» очень люблю, за ней всегда слежу. Просто я всегда призываю понимать, что «Оскар» это «Оскар», у него есть свой формат. Это не судья в последней инстанции. Если он кому-то не дал приз, а кому-то дал, это не значит, что кто-то, кому дали приз, лучше обязательно, это вообще ничего не значит. Знайте, что «Оскар» оценил этот фильм, точка. И «Джеки» оценен им, ну, так, серединка на половинку. И в Венеции было то же самое, приз за сценарий, он приятный, но не какой-то выдающийся. Актерская работа действительно очень хорошая и действительно весь фильм построен, основные все актеры это там такой оклад для вот этого бриллианта в качестве Натали Портман и Джеки Кеннеди.

В.КОЛОСОВА:  Но специально идти надо?

А.ДОЛИН:  Нет, только для тех, кого специально интересует эта тема, или кто специально влюблен в эту актрису. Таких людей, я думаю, достаточно тоже много.

В.КОЛОСОВА:  Та чего застыл? Ты пойдешь?

П.ФАДЕЕВ:  Случайно зайдешь, когда у тебя будет ремонт в квартире и тебе надо будет провести шесть часов в «Молле», поспишь там.

 

 

А.ДОЛИН:  Теперь фильм еще, который выходит…

В.КОЛОСОВА:  Мне очень понравилось сообщение: «Джигарханян лучше, чем ваш Джек Николсон».

П.ФАДЕЕВ:  Да, безусловно.

А.ДОЛИН:  Да, конечно. Ну, вопрос только, ладно, я не буду.

П.ФАДЕЕВ:  Не хуже, вот так я скажу.

А.ДОЛИН:  Да, не хуже.

В.КОЛОСОВА:  Зачем обижать Николсона, да, Антон?

А.ДОЛИН:  Почему, можно обижать Николсона, вот ему точно ничего не будет. Пожалуйста, в этой студии можно обижать его сколько угодно.

В.КОЛОСОВА:  Все, все, мы не будем обижать.

П.ФАДЕЕВ:  Какое будет удивление, когда донесут Николсону.

А.ДОЛИН:  На «Маяке»?

П.ФАДЕЕВ:  Да, на «Маяке». Не ждал.

А.ДОЛИН:  Дюжина ножей в спину революции.

П.ФАДЕЕВ:  Да, и у Рустама восемь пропущенных звонков от него. Я не буду подходить, он сейчас выльет на меня кучу.

В.КОЛОСОВА:  Ушат.

 

А.ДОЛИН:  Ребята, выходит фильм, совершенно замечательный документальный фильм. Я всегда рад рассказывать о документальном кино у нас. Это особенный фильм, это фильм о Борисе Немцове «Слишком свободный человек». В «Центре документального кино», в частности, его будут показывать, ну, и везде, где у нас показывают документальное кино, то есть это не единственный кинотеатр, но понятно, что их не очень много. Это хроника жизни и политической биографии Немцова, невероятно откровенная, с огромным количеством хроники, с огромным количеством интервью людей, как оппозиционных, там присутствуют Ходорковский, Навальный, так и абсолютно не оппозиционных, существующих, ну, как бы в системе, ну, таких уважаемых, в частности, бизнесмены, там есть Фридман, там есть Прохоров.

И вообще там очень-очень много комментариев от людей из 1990-х, и в каком-то смысле этот фильм это не только история Немцова, но вообще история 1990-х годов и того, как они превратились в 2000-е, этой трансформации. И замечательное откровенное интервью, сделанное Михаилом Фишманом, и, мне кажется, очень здорово сбалансированная история одного человека и его трагической гибели, рассказанная через интервью, все это здорово, все это интересно и всем нужно посмотреть. «Слишком свободный человек» название фильма.