Чужой: Завет — Режиссер Ридли Скотт, США, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, 2017

Во время обследования удаленной планеты, расположенной на другой стороне галактики, экипаж колониального корабля «Завет» обнаруживает, что то, что они изначально приняли за неизведанный рай, на самом деле — тёмный и опасный мир. Его единственный житель — синтетический андроид Дэвид, оставшийся в живых после обреченной экспедиционной миссии «Прометей».

 

Танцовщик — Режиссер Стивен Кантор, Великобритания, Россия, Украина, США, 2016

Документальная лента о Сергее Полунине, потрясающем балетном таланте.

Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки — Режиссер Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг, США, 2017

Исчерпавший свою удачу капитан Джек Воробей обнаруживает, что за ним охотится его старый неприятель, ужасный капитан Салазар и его призрачные пираты. Они только что сбежали из Дьявольского треугольника и намерены уничтожить всех пиратов, включая Джека. Поможет спастись лишь могущественный артефакт — трезубец Посейдона, который дарует своему обладателю полный контроль над морями.

***

В.КОЛОСОВА: Здравствуйте, дорогие друзья.

П.ФАДЕЕВ: Мы выяснили к приходу Долина, что, оказывается, (неразборчиво) ходит в кино в 10.30. Я сам любитель дневных сеансов, иной раз в 12 могу сходить, когда никого нет. Но в 10.30…

В.КОЛОСОВА: В 10.30 это подвиг, для меня это точно.

А.ДОЛИН: Ой, ладно, подвиг. Здравствуйте, друзья.

В.КОЛОСОВА: Здравствуйте. Ну, тебе-то чего собираться, тебе не надо ни губы красить, ни щеки малевать.

А.ДОЛИН: Значит, рассказываю. Щеки это, конечно, не моя проблема и не буду делать вид, но я улетаю, как вы, возможно, знаете, завтра на Каннский фестиваль.

П.ФАДЕЕВ: Будь ты проклят.

А.ДОЛИН: Будь я проклят. Вот Петруша не даст соврать.

В.КОЛОСОВА: Петруша не даст.

А.ДОЛИН: Первый сеанс на Каннском фестивале начинается в 8.30 утра и на месте надо быть не позже, чем в 8, в 8.10, потому что иначе ты можешь не войти и не сесть в этот зал на 3 с лишним тысячи человек. Поэтому те люди, которые завидуют, да, прогноз обещает дожди, они должны представить себе еще график существования там.

В.КОЛОСОВА: Сложности. Я в 8 утра была только на пляжном футболе на олимпийских играх в Лондоне. И, думаю, зачем я здесь?

А.ДОЛИН: Наверное, тоже не каждое утро.

В.КОЛОСОВА: Ну, вот меня занесло задание. Давай, тогда рассказывай.

А.ДОЛИН: Ну, что сказать. У нас на этой неделе, по большому счету, один фильм, то есть, на самом деле, два, но второй совсем маленький. Но поскольку я уезжаю, я расскажу вам и про следующую неделю тоже и, таким образом, у нас будет возможность эти полчаса говорить про новинки, а следующие полчаса немножко подготовиться к Каннам, которые мы здесь будем обсуждать, ну, уже по телефону, когда я туда улечу.

На этой неделе, конечно, главное событие это фильм «Чужой: Завет», новый фильм Ридли Скотта. Я хочу на этом настаивать, потому что для огромного количества людей, конечно, это просто новый «Чужой». Ну, для них новый «Чужой» и «Чужой против Хищника», и всякое любое барахло могло тоже как-то участвовать во всей этой бесконечной франшизе. По большому счету все-таки надо иметь в виду, что «Чужой» это не просто очень здорово придуманный монстр и прекрасный фильм ужасов, сделанный когда-то Ридли Скоттом, совсем еще тогда молодым и борзым в 1979 году, но «Чужой» это еще и фильмы, которые делали лучшие режиссеры своего поколения.

Я напомню, что вторые «Чужие» были сняты Джеймсом Кэмероном, совсем еще тогда молодым режиссером. Неслучайно он взял продолжать франшизу чужую, дальше он себе, в общем, такого не позволял. Он абсолютно роскошно это сделал и абсолютно переориентировал фильм. Потом Дэвид Финчер сделал фильм, который он сам ненавидит, третьего «Чужого», но при этом, я считаю, потрясающий клаустрофобический триллер с удивительной атмосферой. Как бы там сам режиссер, ну, то есть я понимаю, он перфекционист, он хочет все контролировать, ему не понравилось, что кто-то на чем-то настоял, на каком-то сценарии, но фильм-то крутой.

П.ФАДЕЕВ: Крутой, крутой.

А.ДОЛИН: Наконец, Жан-Пьер Жёне, который до «Амели», его весь мир знает по «Амели», не было еще никакой прекраснодушной «Амели», когда он снял четвертого «Чужого».

П.ФАДЕЕВ: Ну, этот мне как раз не понравился.

А.ДОЛИН: Ну, тебе, может быть, не нравится, вопрос не в этом. Я говорю, это лучшие авторы, лучшие режиссеры, каждый из которых имеет свою вселенную, свой стиль.

П.ФАДЕЕВ: Плохое кино.

А.ДОЛИН: Нет, для тебя, значит.

П.ФАДЕЕВ: Нет, не для меня, потому что я в этом разбираюсь.

А.ДОЛИН: В пределах этого стола.

В.КОЛОСОВА: Долин вступил на мою стезю.

А.ДОЛИН: Как будто впервые.

П.ФАДЕЕВ: Это, знаешь, как, допустим, Джереми Кларксон про какую-нибудь машину скажет, что она плохая: «Ну, это, значит, тебе не понравилось, это твое личное мнение». Нет, это мнение специалиста.

А.ДОЛИН: Хорошо, спасибо, что ты дал мне выпить кофе, пока ты свою желчь разливал здесь.

В.КОЛОСОВА: Это не желчь, у него такой убежденный при этом взгляд.

А.ДОЛИН: Убежденную желчь.

П.ФАДЕЕВ: Ну, конечно, можно подумать, что тебе нравится четвертый «Чужой».

А.ДОЛИН: Мне нравится.

П.ФАДЕЕВ: Тебе все нравится.

А.ДОЛИН: Многое, но не все.

П.ФАДЕЕВ: А так нельзя жизнь прожить, чтобы все нравилось.

В.КОЛОСОВА: Можно.

А.ДОЛИН: Ну, смотри, я живу и ничего.

П.ФАДЕЕВ: Ничего? Ты думаешь, ничего?

А.ДОЛИН: Я хорошо. Так вот, Ридли Скотт, когда он был человеком, который, в общем, всего в жизни добился. Я думаю, что пик карьеры у него был, когда за свой, один из самых своих слабых фильмов «Гладиатор» он получил все на свете «Оскары», то есть уже всё признание было, и деньги он зарабатывал, и уже никто не мог ему указывать, что делать, и своя собственная студия, это «Scott Free» у него есть замечательная, то есть все было круто.

В эту секунду Ридли Скотт решил вернуться, чтобы сказать всем, что он имел в виду, делая «Чужого», и сделал фильм «Прометей», это было 4-5 лет назад. Это вызвало, на самом деле, колоссальное негодование, особенно у фанатов. Они привыкли по-другому относиться к «Чужому». Для них «Чужой» это была история про то, как крутые люди с добавлением крутых роботов мочат злых инопланетян где-то в космосе, либо на космическом корабле, либо на чужой планете, ну, и друг в друга стреляют, и все это такое мрачное, атмосферное.

В «Прометее» Ридли Скотт, который когда-то всю эту историю придумал, весь этот мир, дал понять, что за этим всем скрывается, нравится вам это или нет, огромная такая философски религиозная, ницшеанская концепция сотворения мира. Что люди, которые создали, точнее, не люди, существа, которые создали Чужого, это существа, которые создали и человечество, и вообще Землю, и земную цивилизацию. И зачем они создали, в «Прометее» Ридли Скотт начал на это намекать.

Ну, люди, разумеется, зрители, они успели из этого всего понять, идя в кино, только одно – Ридли Скотт сделал нового «Чужого», пошли в кино, не увидели там самого Чужого, очень обиделись, расстроились, вникать не стали и Ридли поругали. Ну, одни поругали, другие похвалили. В конечном счете, фильм был, он окупился, он не провалился, но вызвал, что называется, противоречивые оценки.

П.ФАДЕЕВ: А ты знаешь, что он, на самом деле, так хотел снять, вот удивительно, как мы чего-то хотим, и нас господь наказывает исполнением желаний, он хотел снять этот вот, чудовищное совершенно «г», которое получилось, этот вот «Советник», следующий фильм его, и в студии ему сказали: «Сделаешь нам «Прометея» хорошо, тогда будешь с «Советником» возиться». И он сделал, в общем, они отбили свои деньги. И тогда он говорит: «Ну, это все понятно, я хотел «Советника».

А.ДОЛИН: Ну, ладно, «Советник» это отдельная история, я просто не хочу сейчас в этом долго вдаваться, потому что был оригинальный сценарий Кормака Маккарти, культового писателя, там была целая история.

П.ФАДЕЕВ: Ну, просто я о том, как иной раз, то есть «Прометей» это для него был просто проходным фильмом для…

А.ДОЛИН: Он не был для него проходным, иначе он не делал бы сейчас сам, не отдал бы кому-то вторую часть «Чужой: Завет». Он сам бы не занялся режиссурой, учитывая, сколько в него уже гнилых помидоров прилетело за «Прометея». Он сделал «Чужой: Завет», это прямое продолжение «Прометея» и, в то же время…

П.ФАДЕЕВ: Увлекся, в процессе увлекся.

А.ДОЛИН: Да, я думаю, он давно увлекся. В общем, что такое «Чужой: Завет». Коротко, если без спойлеров, сейчас немножко спойлеров себе допущу, я заранее предупреждаю тех, кто боится, ну, немножко, не про самое главное.

П.ФАДЕЕВ: А я с ним в лифте ехал, очень у него такой суровый взгляд.

А.ДОЛИН: Он прекрасный, настоящий бритиш, такой респектабельный.

П.ФАДЕЕВ: Ты с ним общался?

А.ДОЛИН: Нет, интервью не брал никогда. Очень хотел.

В.КОЛОСОВА: Он волосы красит?

А.ДОЛИН: Я не знаю.

П.ФАДЕЕВ: У него седые волосы такие.

А.ДОЛИН: По-моему он седой, да, действительно.

В.КОЛОСОВА: С желтым отливом.

А.ДОЛИН: Ну, он рыжий, как бы рыжины почти уже не осталось.

П.ФАДЕЕВ: Ну, в общем, я чувствовал при нем себя робко.

А.ДОЛИН: Ну, он великий, чего говорить. Он, как Лукас, как Спилберг, один из величайших режиссеров, как Коппола. Во второй половине века один из величайших. По большому, счету я могу сказать свое мнение про любые неудачные фильмы Ридли Скотта, включая, например, фильм «Гладиатор» мной нелюбимый, или фильм «Исход» про Моисея, впрочем, любопытный, но тоже неудачный, что человек, который сделал когда-то «Чужого», «Бегущего по лезвию» и «Тельму и Луизу», он имеет право вообще на все. Он может снимать рекламу «Вимм-Билль-Данн» всю остальную жизнь, и он в моих глазах не упадет точно. Потому что это три картины, которые просто вообще изменили мировое кино. Ну, на самом деле, в 1970-х, 1980-х.

Так вот «Чужой: Завет». Это фильм, который являет собой потрясающий, органичный, при этом совершенно дикий микс, то есть коктейль, смешение, с одной стороны, такой же философской глобальной притчи с аллюзиями на Микеланджело, на Пьеро делла Франческа, на Вагнера, на Шекспира, это конкретные вещи, которые там есть. Звучит Вагнер и комментируется, картина Пьеро делла Франчески висит на стене, «Сыграйте мне на флейте», — говорит один персонаж фильма другому, есть «Тайная вечеря», которую они на групповой фотографии имитируют, чего там только нет.

С другой стороны, это таки да, космический хоррор про чудовищ, которые кидаются и выгрызают людям мозги и кишки, и люди от них отстреливаются, и без большого успеха пытаются сопротивляться. И все, включая простейшую метафору «Чужого», как смерти абсолютной черноты, черноты небытия, которая тебя внезапно атакует, все это в фильме тоже присутствует. С одной стороны, это очень сложный фильм и очень интеллектуальный, с другой стороны, простой, как три копейки и очень эффективный.

И, слушайте, Кэтрин Уотерстон мне очень нравится, замечательная девушка. Конечно, она не Рипли, она не Сигурни Уивер, и у нее и роль здесь не такая, менее важная. Но здесь невероятная роль Майкла Фассбендера. Он уже в «Прометее» был потрясающий, а здесь он играет двух, вот вам спойлер единственный, двух роботов, двух андроидов близнецов – того самого Дэвида и Уолтера, созданного, ну, таким же образом, они же роботы, они как бы одинаковые.

Фассбендер гениальный актер и я это вижу, когда он играет не в интеллектуальном кино, а когда он играет в попсе, ну, в такой высокой попсе вроде фильма «Чужой: Завет». Это актер, который делает настолько глубже и интересней фильм, и это британец, которого берет британский же режиссер, для того чтобы это сделать, и, конечно, он просто тут, ну, потрясающий. Поэтому «Чужой: Завет» я ставлю не просто зачет, а пятерку этому фильму. Ну, это моя персональная пятерка. Те, кто хотят просто крутого боевика космического и не хотят философии, не хотят креационизма, не хотят богов и людей, которые друг против друга восстают и уничтожают, не хотят геноцида, не хотят вот этих сложностей, не хотят всяких «Черных обелисков», «Монолитов» и «Космической одиссеи» Кубрика, на которую здесь тоже явная аллюзия, им может это не понравиться, вот эта глубокомысленность Ридли Скотта и его сложный замес, и глубокое копание.

А мне это вместе со всей этой крутизной и с голой девушкой в душе, которую должен обязательно пожрать чудовище инопланетянин очень нравится, когда и одно, и другое в одном фильме присутствует. Так что Ридли Скотту я как бы кланяюсь, снимаю шляпу и говорю в очередной раз, какой же он прекрасный, какой же он молодец.

В.КОЛОСОВА: Петь, ты пойдешь?

П.ФАДЕЕВ: Нет, не знаю, я не знаю. Просто, честно говоря, то, что теперь принято называть франшиза претерпела некоторые такие серьезные изменения.

А.ДОЛИН: Это правда.

П.ФАДЕЕВ: Какие-то генетические какие-то, что…

А.ДОЛИН: Это новая франшиза и новая история, вот и все. Я говорю не в защиту фильма и не против фильма. «Прометей» и этот фильм не надо считать, что это то же самое или не то же самое, не надо с ними сравнивать, это просто другая штука и все. По-моему, это очень интересно. Но это своего рода эксперимент зрителя над собой, об этом тоже я честно предупреждаю.

В.КОЛОСОВА: Продолжаем.

А.ДОЛИН: Продолжаем. Ну, я сказал про «Чужой: Завет» это все-таки главное на этой неделе. Есть еще симпатичнейшая комедия Марка Уильямса «Охотник с Уолл-стрит» с Джерардом Батлером в главной роли. Батлер пошел сниматься в таком маленьком кино незначительном, ни в больших блокбастерах, ни в каких-то умных фильмах давно его не видели, а артист он, на самом деле, хороший и обаятельный, и симпатичный.

Фильм, который я рекомендую, как противоядие против фильма «Большой» тем, кому «Большой» не понравился. Это фильм, выходящий…

В.КОЛОСОВА: Когда говорят «Большой» я все время вот этот фильм с Томом Хэнксом вспоминаю.

А.ДОЛИН: Ну, разумеется. Очень всем советую, очень своеобразная и классная картина, выходит на этой неделе, разумеется, сверхограниченным тиражом в кинотеатре «Пионер», называется «Танцовщик». Это документальный британский фильм про Сергея Полунина. Не знаю, знаете ли вы, кто такой Сергей Полунин.

П.ФАДЕЕВ: Мы знаем, кто такой Вячеслав Полунин, кто такой Сергей мы не знаем.

А.ДОЛИН: Не знаешь, да? Хорошо, тогда рассказываю. Это абсолютно выдающийся танцовщик с невероятными данными, который стал самым молодым премьером Royal Ballet в Великобритании, в Лондоне. И после этого, когда он был на супервзлете, сказал, что он не хочет этим заниматься и уходит из балета, чтобы стать артистом не так давно. Сейчас он вернулся в балет, вроде бы опять уходит.

Ну, во-первых, он существо какой-то нечеловеческой красоты в движении, когда ты просто видишь, как это все происходит, в фильме этого много. Во-вторых, он, ну, мальчик из СССР и мы видим кадры его такого советского, постсоветского детства и отрочества, которые все в этом фильме есть. В-третьих, он снимался во всяких клипах, у него невероятные татуировки. Он такой персонаж как бы нашего времени.

Но это реальная история балетного успеха конкретного человека, конкретной индивидуальности, не выдуманных персонажей, как в этих фильмах о балете. И вот эта документальная фактура и его личность до такой степени интересней, чем все, что я видел в любом, я не говорю сейчас про Тодоровского, в любом «Черном лебеде», в любом фильме про балет. Все-таки все зависит от личности, и ты не сконструируешь искусственную личность, когда говоришь об искусстве, как та личность настоящая, которую ты увидишь.

В.КОЛОСОВА: Я видела его на «Культуре», был проект «Большой балет», по-моему, мой любимый.

А.ДОЛИН: Ну, и как? Он невероятно крутой. Я сам никакой не балетоман, я в этом не очень понимаю, но сейчас есть время, пока я рассказываю, не знаю, посмотрите трейлер, просто даже те прыжки, которые там вы видите, это человеческий глаз не верит, что так бывает.

Поскольку это британская документалистика, мы все знаем, что такое британская документалистика, это настоящий уровень, настоящее качество и это интересно рассказанная история. Никогда не будет британский документальный фильм скучным, ты всегда будешь следить, что дальше, как это происходит, и он закончится в ту секунду, когда история будет рассказана до конца. Поэтому «Танцовщика» советую всем.

П.ФАДЕЕВ: Вспомнил, на фестивале финского кино в Питере, который (неразборчиво), ты знаешь, устраивает, там была симпатичная компания финнов, которые привезли какие-то фильмы, и один из них привез документальный фильм. Мы сидим там за общим столом, и они сами с иронией: «А что, чего-то я ни разу не видел финского документального фильма». На что они говорят: «Life is too short for the Finnish documentary» — «Жизнь слишком коротка для финского документального фильма». Ты можешь себе представить. Я один раз потом видел по финскому телевидению кино про электронно-вычислительные машины в Финляндии. Ну, оно началось где-то часов в 8 вечера, и я в 1 час засыпал, а оно все еще шло.

В.КОЛОСОВА: К утру?

П.ФАДЕЕВ: Но в этом было какое-то странное обаяние.

А.ДОЛИН: Я видел один абсолютно гениальный финский документальный фильм однажды, но мне просто очень стыдно, я не помню его название. Сейчас не буду копаться в интернете. Он был реально гениальный, он был про любовь финнов к сауне, про то, как и где они устраивают сауну. Мой любимый там момент это какой-то пастух, который пасет овец, и там поле, нет вообще ничего, только на какой-то проселочной дороге стоит старинная телефонная будка. И он, закрываясь в этой будке, в ней парится, он реально так это делает. Но там не только это, там какие-то хоры пожарных, которые после сауны поют гимны вместе, это невероятное зрелище, от этого фильма оторваться просто невозможно.

П.ФАДЕЕВ: Я услышал от финского гида на пароходике, он говорил: «А вот тоже сауна». И дальше он сказал: «У нас на 5 миллионов жителей 2 миллиона саун».

А.ДОЛИН: Да, так и есть, конечно.

В.КОЛОСОВА: Еще раз скажи, когда выходит про Сергея Полунина фильм?

А.ДОЛИН: На этой неделе, в четверг, 18-го.

И на следующей неделе, мне нельзя о нем рассказывать, потому что эмбарго, ну, я уж немножко расскажу хотя бы, выходит «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки».

В.КОЛОСОВА: А сказали же, что украли у Диснея, сегодня было сообщение.

А.ДОЛИН: Ну, и что, это значит, что эмбарго снято и можно все рассказывать?

В.КОЛОСОВА: Ну, да.

А.ДОЛИН: Ну, украли, сволочи, они пока еще не выложили в сеть, может, и не выложат. Хотя, честно, я не понимаю этих упырей, которые готовы пользоваться услугами пиратов, имеется в виду не «Пиратов Карибского моря», а пиратов хакерского моря, и такого рода фильм смотреть в своем компьютере. Ну, это кем надо быть?

В.КОЛОСОВА: Ну, это не получишь удовольствия, конечно.

А.ДОЛИН: Мне кажется, или не надо вообще его смотреть, допустим, тебе не интересны этот сюжет, герои, это нормально. Или, если тебе интересно, то это надо идти в IMAX, в 3D на огромном экране, получать от этого удовольствие, это же аттракцион. Это все равно, что смотреть на пиратской записи на мобильный телефон, как кто-то другой катается на аттракционе Диснейленда. Это не круто, ты не получишь от этого удовольствия, ну, просто никакого, зачем?

В.КОЛОСОВА: Ну, это как «Аватар», когда ты сначала посмотрел на большом экране, а потом где-то у себя в телевизоре.

А.ДОЛИН: Нет, когда ты уже посмотрел на большом, ты можешь для напоминания посмотреть это в телевизоре.

В.КОЛОСОВА: Но все равно это не то ощущение.

П.ФАДЕЕВ: Ты знаешь, я думаю, что это так поступают жлобы и кретины, которым…

А.ДОЛИН: Ну, просто идиоты.

П.ФАДЕЕВ: У них, знаешь, у них есть мотив – все заплатят, а я ничего платить не буду. Вот такой мотив.

А.ДОЛИН: Ну, да. Короче говоря, фильм «Пираты Карибского моря», главное, что про него можно сказать, что он ничем не отличается практически от всех остальных пяти «Пиратов Карибского моря», хотя там новые режиссеры Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг, это те люди норвежские, которые делали очень неплохой, ну, такой неплохой, честный фильм «Кон-Тики». Помните, про Тура Хейердала был фильм, где показывалось действительно это его путешествие. Понятно, что они с морями и океанами все понимают, и вот их пригласили делать «Пиратов». Ну, к «Пиратам» присоединился Хавьер Бардем в роли страшного полусъеденного рыбами призрака.

Естественно, когда мы видим на экране съеденного рыбами Бардема нам всем хорошо, ну, всем нормальным людям хорошо.

П.ФАДЕЕВ: И съеденного бывшей женой Джонни Деппа.

А.ДОЛИН: Да. Где-то там рядом появляется Пол МакКартни на секунду, мелькает в гриме пирата, узнать его невозможно. Гораздо ярче появился Кит Ричардс с одной из предыдущих серий, ну, появился и хорошо, с другой стороны. Все то же самое. Бессмысленная бухотня, в центре которой находится капитан Джек Воробей, великий образ, гениально сыгранный Джонни Деппом, безумно жалко, что мы лишились артиста Джонни Деппа, мы, любители любого другого кино кроме «Пиратов Карибского моря». Но хорошо, что у тех, кто смотрит «Пираты Карибского моря» есть хотя бы какой-то смысл это смотреть. Действительно важный персонаж, действительно изменивший мировое кино, не хороший и не плохой, с этой своей двойственностью.

П.ФАДЕЕВ: Ну, это все превратилось в Хэллоуин уже давно.

А.ДОЛИН: Это так и есть, но все-таки надо отдать должное, что Депп это душа этого фильма. Если сломать вот эту кащееву иглу все это великолепие этой франшизы осыпется, не останется ничего. Все остальные, ну, тут возвращается, допустим, Орландо Блум и Кира Найтли. Ну, вернулись, могли бы не вернуться, ничего от этого не меняется. Есть Джеффри Раш, могло бы не быть Джеффри Раша, да и с Бардемом то же самое.

В принципе, этот фильм — это спецэффекты и великолепные костюмы и декорации, и грим прекрасный. Все это всегда с первого фильма было хорошим и сейчас хорошее.

П.ФАДЕЕВ: Что на ценнике, то и продают, так что нормально.

А.ДОЛИН: Да, вполне честно, так и есть.