А.ДОЛИН:  Я уже много лет думаю, какую функцию выполняет фильм «Форсаж 8» или «Форсаж 7», или «Форсаж 5», или даже первый «Форсаж»?

В.КОЛОСОВА:  Мои дети ходят.

А.ДОЛИН:  Я их все смотрел, я вообще ничего против «Форсажа» не имею, это абсолютно безобидная вещь. И, более того, мне нравится, что огромный успех этой франшизы сделало это, им пришлось стать высококачественным фильмам. Поначалу это была такая просто развлекательная ерунда, и Вин Дизель, Пол Уокер, конечно, никакими звездами не были, а были такие молодые артисты би-мувиз. Сейчас их обязывает, «ноблесс оближ», обязывает положение…

П.ФАДЕЕВ:  Просто, когда только появился Вин Дизель, кто-то из наших критиков, по-моему, то ли Денис Горелов, то ли кто-то еще удачно сравнил его и говорит: «И этот с лицом голливудского бурундука стяжателя».

А.ДОЛИН:  Ну, ничего плохого в этом нет, согласись. Очень неплохой актер, хотя, конечно, по «Форсажу» догадаться невозможно, но неважно, в общем, это восьмой раз происходит. Что главное, кроме того, что там опять спецэффекты, супер гонки, быстрые тачки, веселые телки, все, что полагается.

В.КОЛОСОВА:  Девушки.

А.ДОЛИН:  Ну, в этом фильме телки, то-то и оно.

П.ФАДЕЕВ:  Чувихи.

А.ДОЛИН:  В реальной жизни так говорить нельзя, а в рамках совершенно сексистского пространства этого фильма, где даже женщине, чтобы быть включенным, надо быть, как мужчина во всем, тут, к сожалению, это именно так.

П.ФАДЕЕВ:  Там даже из этих веселых, по-моему, Шарлиз Терон старушка, да?

А.ДОЛИН:  Нет, старушка там Хелен Миррен, а Шарлиз Терон еще ого-го.

П.ФАДЕЕВ:  Хелен Миррен старуха, а это старушка.

А.ДОЛИН:  Так, Хелен тоже не трожь уж, пожалуйста.

П.ФАДЕЕВ:  Да нет, мы за Хелен Миррен.

А.ДОЛИН:  Короче говоря, это первый фильм, снятый после уже смерти Пола Уокера. Действительно драматическая история, человек, который всю жизнь и карьеру себе сделал в отличие от Вина Дизеля более разнообразного, только на франшизе «Форсаж», умер…

П.ФАДЕЕВ:  Это называется, за что боролся, на то и напоролся.

А.ДОЛИН:  40 лет от роду в машине от автокатастрофы и даже не был за рулем, и машина даже не была на чрезмерной скорости. Просто не повезло. Ужасная история, молодой, красивый парень. И, безусловно, для этих фильмов стопроцентно уместный. Очень его жалко. Его отпевали в предыдущей седьмой серии, но сериал на этом не закончился, тем более что с тех пор его успели наводнить другими всякими героями — тут уже и Джейсон Стэйтем уже третью или четвертую серию подряд, и Дуэйн Джонсон Скала. То есть теперь со Стэйтемом, Скалой и Вином Дизелем в центре там три бритоголовых мужика, таких крепыша более-менее однотипных, которые все меряются, уж я не буду говорить в эфире, чем, и постоянно друг другу…

П.ФАДЕЕВ:  Да уж сказал.

А.ДОЛИН:  Нет, я не сказал, это вы подумали, а не я сказал. Ну, и в данном случае они попробовали сделать какое-то разнообразие, поэтому они устроили так, что Доминик Торетто, лидер этой огромной растущей с каждым фильмом банды веселых гонщиков, полупреступников, полуборцов с преступностью, что он оказывается против своей предыдущей команды.

П.ФАДЕЕВ:  А Мара Багдасарян участвует в этом сериале?

А.ДОЛИН:  Не знаю, вот это сложный вопрос.

В.КОЛОСОВА:  Зачем?

П.ФАДЕЕВ:  Стритрейсейрша Мара Багдасарян.

А.ДОЛИН:  Ну, может, и участвует. Там их столько, что не разберешь. И Вин Дизель, то есть Доминик Торетто тут как бы против своих. Понятно, что у него есть серьезные резоны, по ходу дела это выясняется, какие.

В.КОЛОСОВА:  А Шарлиз какая красивая здесь. Я смотрю трейлер.

А.ДОЛИН:  Шарлиз, ну, а где она некрасивая. Она с дредами, она играет киберпреступницу Сайфер, она главная злодейка. И для того, чтобы было убедительно то, что Доминик изменяет своим друзьям и своим принципам, конечно, надо было поставить рядом с ним Шарлиз Терон, чтобы ни у кого не было сомнения, почему он так подло поступил.

П.ФАДЕЕВ:  Шарлиз тестостерон.

А.ДОЛИН:  Да, это чистый тестостерон, как и весь этот фильм, впрочем. И, кроме того, тут участвует Хелен Миррен, у нее три эпизода всего, два с половиной, но они очень яркие, она очень классная. Ну, и вообще надо сказать, что это первый случай, когда до «Форсажа» добрались и приняли в нем участие две оскароносные актрисы. До сих пор, несмотря на многолюдность этого фильма, таких актеров здесь не бывало. Ну, и кроме того есть гонки на подводных лодках, есть сцена, когда тысячи компьютерно пилотируемых автомобилей без водителей…

В.КОЛОСОВА:  Ой, здесь Курт Рассел.

А.ДОЛИН:  Курт Рассел уже не первый, уже третий фильм, по-моему. И играет, более того, его подручного младший сынок Клинта Иствуда, над которым весь фильм глумятся, он самый не крутой здесь. Ну, они так придумали. Там есть смешные моменты, в целом, это все невероятно однообразно. Я вот не представляю себе человека, который посмотрел бы подряд несколько «Форсажей». Хорошо, что между ними есть пара лет передышки всегда, иначе, по-моему, просто психика нормального человека выдержать не может, она должна просто уснуть посреди этого фильма.

Есть русские, есть сюжет с русскими. Русский министр обороны прямо с ядерным чемоданчиком едет на лимузине по Нью-Йорку, когда его атакуют злые киберпреступники. То есть русские хорошие здесь, не плохие. И даже, когда дело доходит до русской военной базы на далеком севере Сибири, где ядерную подлодку пытаются захватить злодеи, даже там те, кто обороняет эту подлодку, это вовсе не какие-нибудь злые россияне, а некие неопределенные сепаратисты. Мне даже страшно было подумать, кого они и от чего собираются сепарировать, чтобы захватить ядерное оружие, и почему они именно в России, но я решил себе эти вопросы не задавать. Я думаю, сценаристы себе их точно не задавали.

Режиссер в этот раз Гэри Грей. Гэри Грей это такой, ну, среднего качества режиссер, он в прошлом году прославился, в позапрошлом уже фильмом «Голос улиц», это такой был рэп блокбастер, который даже на «Оскар» номинировался. Ну, вот тоже режиссер немножко уровнем повыше, чем предыдущие чисто развлекательные авторы, которые делали «Форсаж».

В общем, в принципе, ни шатко, ни валко, это примерно то же самое, что всегда. Немножко поменялись действующие лица, а так гонки, гонки, гонки, немножко перестрелки и все те же самые лица. И даже, когда одного из главных героев, не буду говорить, какого, посреди фильма вдруг драматично убивают, ты не чувствуешь ничего, потому что ты уверен, пройдет еще полчаса и выяснится, что он, на самом деле, живой. Так и оказывается. И это, по-моему, ужасная предсказуемость. С другой стороны, не ради неожиданности люди это смотрят. Повторяю, ради чего, не знаю. То есть у кого-то это, видимо, некий адреналин им дает, ну, и слава тебе, господи, что для них это так работает. Я не представляю себе, чтобы это работало так для меня.

В.КОЛОСОВА:  А я вот задумалась, почему так Стэйтем нравится.

А.ДОЛИН:  Ну, он симпатичный, самоироничный. Ну, по известному анекдоту, знаешь, что кто-то должен сообщить Джейсону Стэйтему, что он снимается все-таки не в одном и том же фильме, а в разных, когда-нибудь.

П.ФАДЕЕВ:  Мои товарищи снимали с ним рекламу, снимал большой-большой режиссер, взяли английского, там и оператор хороший очень, он там с ними поработал, работал все время с этим выражением лица фирменным своим, говорит: «Хорошо, я вам сделаю огромный подарок, бонус, я улыбнусь в конце». Он так никогда не делает, он так немножечко улыбнулся.

А.ДОЛИН:  Ну, в общем, ничего совершенно плохого про Джейсона сказать не могу, он симпатичный артист, хотя не вполне артист.

П.ФАДЕЕВ:  Да нормальный мужик.

В.КОЛОСОВА:  Нормальный, хороший мужик, нормальный

А.ДОЛИН:  Мы продолжаем. Про «Форсаж», мне кажется, я все уже сказал, что только возможно. Давайте расскажу про другие фильмы, которых на этой неделю, повторяю, много симпатичных. Может, нам, на самом деле, и не хватит до середины часа времени, чтобы про них, про все рассказать.

Сейчас расскажу про самый лучший фильм этой недели из области арт-кино, во всяком случае, игрового, у нас впереди еще две документальные картины. У него длинное название, он называется «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки». На самом деле, это перевод английского названия фильма, потому что фильм финский, его финское название состоит из двух слов и явно какое-то более простое.

П.ФАДЕЕВ:  «Олли Мяки».

А.ДОЛИН:  Нет-нет, другое. Режиссер Юхо Куосманен, он дебютант. Фильм получил главный приз программы «Особый взгляд» в Каннах в прошлом году. Это типичный «Особый взгляд» в том смысле, что это не какое-то огромное каннское важное концептуальное кино, а маленькая очаровательная история. Это ретро фильм, он черно-белый, он снят за три копейки, он очень такой стилизованный под то время, когда происходит действие, а это примерно полвека назад. И Олли Мяки реальное лицо, это боксер, который тренировался на матче на титул чемпиона мира в полулегком весе. А фильм вовсе, это такой анти «Рокки» и анти «Бешеный бык», и анти все, потому что это все не про то, победит он или проиграет, это выясняется в финале. Ну, для тех, кто интересуется спортом, они знают, что это будет за матч, он действительно был довольно известный.

Суть в том, что накануне, типа за пару дней до того, как это происходит, он влюбляется. И это фильм о том, как он влюбился, как он встретил девушку, которая ему нравится, как они гуляли под дождем.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, не говори, все не рассказывай.

А.ДОЛИН:  Это невозможно рассказать, это фильм настроения, а не сюжета. Это фильм, плюющий на сюжет, но при этом такой чудесный, такой очаровательный, такой настроенческий.

В.КОЛОСОВА:  Снято прикольно.

А.ДОЛИН:  Он снят чудесно.

П.ФАДЕЕВ:  Мы обожаем все финское, в том числе, и кино.

А.ДОЛИН:  Когда мы смотрим каждый раз какой-нибудь «Я шагаю по Москве», и всегда думаем: «Ну, почему сейчас так невозможно», и понимаем, что сейчас так невозможно. А вот появляется такой финский фильм, который показывает – сейчас так возможно. Да, это ретро, да, это стилизация.

П.ФАДЕЕВ:  Хотя сколько попыток уже было, и все эти «Оттепели», и все остальное, а все не работает.

А.ДОЛИН:  Здесь это сделано отлично и перед финнами снимаю шляпу. При том, какое это, повторяю в сотый раз, крошечное кино. Но в этом его секрет, один из.

Дальше выходят два документальных фильма, как я сказал. Первый интересен, прежде всего, своей фактурой. Как кино он ничего собой особенного не представляет.

Фильм Джона Нгуйена «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве». Вот эта русская формула «Жизнь в искусстве», на самом деле, довольно точный перевод, называется «The Art Life». В чем суть «Жизни в искусстве»? Это огромное количество интервью Дэвида Линча, смонтированных в фильм. Нгуйен как-то вошел к нему в доверие и давно в его студии шьется, уже лет десять снимает Линча, а Линч в это время не снимает кино.

Это не про то, как Линч снимает кино, это Линч рассказывает о своей жизни, о своем пути в искусстве и о своей живописи, там много линчевской живописи. Если вы не видели его картин, если вы не бывали на его выставках, выставка была и в Москве, кстати говоря, если вам интересна эта сторона его деятельности, а Линч учился на художника и был художником до того, как стал режиссером, то тут он рассказывает, как это произошло. И поскольку Линч ужасно интересный человек, повторяю, фильм не колоссальный, но вот встреча с этим человеком виртуальная и его рассказ о себе это очень интересно, это здорово. Ну, мне, во всяком случае, это нравится.

Фильм, который я объявлял неделю назад и повторю еще раз, «Аустерлиц» Сергея Лозницы. Эта картина, я считаю, выдающаяся. Единственная поправка не к тому, что она выдающаяся, она выдающаяся, но не совсем картина. Это не совсем кино, как я считаю, это фильм, который очень здорово посмотреть на большом экране, но мне кажется еще более уместен он был бы в каком-нибудь отдельно отведенном для него зале, в каком-то превосходном мирового уровня музее современного искусства, где-нибудь в MMOMе, например. Этот фильм это черно-белое наблюдение за посетителями бывших концлагерей, ныне туристами.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, ты рассказывал.

А.ДОЛИН:  Да, я говорил. И это наше наблюдение за наблюдающими, или наше наблюдение за Лозницей, наблюдающим за наблюдающими. Такой бесконечный зеркальный лабиринт, приводящий нас в центральной точке к довольно ужасному опыту лагерей, который, как показывает фильм, мы сегодня принять на себя и понять все равно окончательно не можем, в этом смысле это очень интересно.

«Аустерлиц» для документального фильма выходит достаточно широко. То есть все площадки, которые когда бы то ни было показывали неигровое кино, они показывают этот фильм. Не пропустите, Лозница, один из лучших режиссеров современных. Вот сейчас объявят Каннский конкурс, может быть, он и там будет участвовать.

И, наконец, фильм «Жена смотрителя зоопарка». Вы знаете, это скромнейшая картина, она мне ужасно понравилась. Она меня растрогала.

П.ФАДЕЕВ:  А мне по ролику как-то показалось, что там как-то все очень искусственно сделано.

А.ДОЛИН:  Не искусственно, это просто очень простой фильм. Это один из последышей «Списка Шиндлера», так и есть. Это история, рассказывающая еще один правдивый сюжет о праведниках мира, так называют в Израиле людей, которые, рискуя своей жизнью, спасали евреев во время войны, не будучи евреями. Я не знал этой истории. Муж и жена директора Варшавского зоопарка, когда Варшава оккупирована нацистами, зоопарк разбомблен, животные, в основном, убиты, эти люди устраивают, как они говорят немецкому руководству, свиноферму, чтобы торговать свининой для немцев, а, на самом деле, под прикрытием свинофермы они устраивают укрытие для евреев, которых они вывозят из варшавского гетто. Невероятная история, тем более невероятно, что она правдивая. Многие знают историю Януша Корчака, великого писателя и педагога, который отказался на перроне, когда его пытались спасти, он сел со своими детьми,воспитанниками в поезд и поехал в Треблинку, где и погиб вместе с детьми.

Так вот директор Варшавского зоопарка был человек, который предложил ему бежать. Директрису играет Джессика Честейн. Она вообще мне очень нравится и здесь она очень хорошая. Даниэль Брюль, которого вы знаете по фильму «Гуд бай, Ленин!» или по фильму «Бесславные ублюдки», играет директора Берлинского зоопарка, другой типаж зоолога, так скажем, совершенно противоположный. Ну, и понятно, это очень лобовая метафора, то, что как животные в клетках убитые бесполезные, так же точно в гетто живут евреи, так же погибают. Но при том, что, повторяю, очень лобовая метафора, она действенная.

И мне, конечно, очень трудно, когда я смотрю подобное кино, отделить историю, которая лежит в основе этого всего, от моего впечатления от фильма. Я вроде бы понимаю, что фильм простой, что он традиционный, что в нем нет ничего особенного, но на меня это эмоционально действует. Но в некоторых случаях я чувствую какую-то фальшь. Вот здесь этой фальши нет. Фильм, наоборот, простодушный.

П.ФАДЕЕВ:  Вот я об этом и спрашивал. Потому что после двух гениальных фильмов «Список Шиндлера» и «Пианист» на ту же тему, потом пошли вот…

А.ДОЛИН:  Ну, здесь нет претензий на такой уровень.

П.ФАДЕЕВ:  Хорошо, тогда я посмотрю.

А.ДОЛИН:  Это очень маленькая скромная…

П.ФАДЕЕВ:  Ну, ты же знаешь, сколько потом вышло фильмов подобного рода.

А.ДОЛИН:  Конечно, как мне не знать.

П.ФАДЕЕВ:  Когда люди: «Так, тему, сейчас мы ее продадим повыгоднее».

А.ДОЛИН:  Здесь этого нет. У меня были к финалу глаза на мокром месте. Но, повторяю, я не могу здесь какую-то объективность в себе разбудить, на меня это действует, причем действует не историю просто про концлагеря, про холокост, про войну, а конкретная история про тех, кто, жертвуя всем без необходимости, как это делал Оскар Шиндлер, спасает других совершенно чужих людей. И я знаю, что эта история правдивая, что их было очень много. И мне кажется, что здесь новозеландская постановщица Ники Каро сделала это.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, надо посмотреть это и «Аустерлиц» я пойду смотреть завтра, потому что…

А.ДОЛИН:  Да, они в паре очень хорошо работают.

П.ФАДЕЕВ:  Про то, что, сколько людям ни объясняй, они ничего не понимают вообще.

А.ДОЛИН:  К сожалению, это так и хорошо, что это помогает этой теме оставаться на плаву. Иногда она талантливо, иногда менее талантливо развернута, но она всегда есть.

В.КОЛОСОВА:  А меня про Олли Мяки тоже заинтересовало.

А.ДОЛИН:  Сходи, получишь удовольствие.