Внимание и мультизадачность: совместимы ли они?

НаукаФакты
vnimanie

«Будь внимательней!» — как часто мы слышим и сами говорим эту фразу? К чему мы призываем окружающих, что такое это пресловутое внимание?

🔷 Внимание — это выбор чего-то, с чем мы проведём некоторое время, и сосредоточение на этом выборе. Функция отбора и функция удержания психологической активности.
🔷 Внимание определяют как эволюционный механизм быстрой локализации потенциально опасного или потенциально съедобного объекта.
🔷 Внимание так же определяют как культурный элемент, который нужно поддерживать и правильно направлять в конкретной ситуации.
🔷 Внимательного человека от невнимательного отличает и стиль поведения. Внимательный откроет глаза и вытянет шею, невнимательный будет крутить головой.
🔷 Если ребёнку не интересно, то внимание он удерживает около 2 минут.
🔷 Объект внимания внутри деятельности должен меняться в соответствии с интересом человека. Должно быть смешно и не скучно.
🔷 Вся культура неестественна для человека — это система ограничений, навязываемая человеку, чтобы он стал частью общества.
🔷 Внимание человека ограничено.
🔷 Общая закономерность работы внимания человека заключается в том, что всего мы замечать не можем. Главное знать: нам всегда кажется, что мы замечаем больше, чем на самом деле.
🔷 Человек концентрируется на той задаче, которую решает, при этом не обращают внимание на остальные предметы, находящиеся в поле зрения.
🔷 Фокусники и карманники управляют нашим вниманием, навязывая какую-то задачу, зацепляя взгляд – мы невольно переводим взгляд в ту же сторону, что и человек рядом с нами.
🔷 Совместное внимание – это когда двое и больше человек обращают внимание на один предмет. Например, таким образом мы набираем словарный запас – ассоциируем объект или образ со словом. При этом, если вы запрещаете ребёнку курить, но сами курите, – запрет не будет иметь смысла, ребёнок будет повторять за родителем.
🔷 Человек в принципе не замечает того, что ему встречается слишком редко. Это серьезная проблема для рентгенологов и таможенников – они часто просто не видят то, что ищут: опухоли и оружие просто потому, что встречается это в их практике редко.
🔷 Внимание может быть:
🔸 Непроизвольным. Что-то громко упало, мы поворачиваемся на звук все зависимости от того, чем мы занимались.
🔸 Произвольным. Когда человек читает скучную книгу, но ему нужно ее дочитать.
🔸 Внешним. Направлено на что-то в окружающем нас мире.
🔸 Внутренним. Направлено на собственные мысли.
🔷 Рассеянность – это когда люди чего-то не замечают по разным причинам.
🔸 «Профессорская». Профессор очень сконцентрирован на том, о чем думает, и не замечает окружающий мир.
🔸 Усталость или скука. В этом случае рассеянность связана с блужданием внимания на другие предметы.
🔸 Ученическая. Внимание, которое быстро переключается ни на чем не задерживаясь.
🔸 Старческая. Внимание слишком плохо переключается. Зацикленность на чем-то одном.
🔷 Внимание тренируется в тех видах деятельности, в которых оно участвует.
🔷 Все современные технологии формируют нас так же, как мы формируем их. Культурная резолюция продолжается.
🔷 В этом плане мы плохо понимаем цифровое поколение. Возможно, у этого поколения внимание устроено иначе, чем у старшего поколение: внимание легче и чаще переключается и перераспределяется.
🔷 Старшему поколению сложно жить в условиях многозадачности и быстрого переключения между несколькими видами деятельности.
🔷 Ребёнок, который сразу растёт с гаджетом, скорее всего легче перераспределяет внимание. Возможно, он способен одновременно слушать учителя и искать информацию в интернете.
🔷 Исследования 30-40 летний давности, в которых в течение 4 месяцев людей учили многозадачности, показывают, что да, можно научиться делать несколько дел одновременно.
🔷 В начале 2010 года были исследования, в которых сравнивали студентов 20-22 лет и преподавателей. Их помещали в комнату с работающим телевизором и компьютером с доступом в интернет. И смотрели, что происходит с вниманием и с движением глаз. Зафиксировали до 4 переключений внимания в минуту у студентов.
🔷 В это же время проводилось еще одно исследование. Человек одновременно слушал лекцию и отвечал на смс. До 7 смс, приходящих за получасовую лекцию, не ухудшают запоминание и понимание материала лекции. Однако уже 14 смс «проваливают» прослушивание и воспроизведение лекции.
🔷 Facebook-shower. Вместо бодрящего душа с утра человеку требуется поток информации для пробуждения. Это внимание, которое тратится на информацию, нуждается в постоянной подпитке. Мозг начинает «голодать» без какой-либо информации.
🔷 Push-уведомления. Это способ управления непроизвольным вниманием. После моментальной реакции на раздражитель, мы начинаем обрабатывать пришедшую информацию. Что важно: эта информация имеет отношение непосредственно к человеку, поэтому сильнее зацепляет внимание. Но это всегда разрыв в том, чем сейчас занят человек. Таким образом человек делегирует обязанности распределения внимания технике.
🔷 Практика осознанности, которая применяется в буддизме. Это способ поддержания и удержания внимания, основанный на медитативных практиках. Например, сосредоточиться на кончике своего носа на некоторое время. Очень сложно удержать внимание именно на нем, не думая ни о чем другом.
🔷 Как привлечь ребёнка, если он не слышит? Взять за руку, таким образом подключить ещё один канал связи — тактильный — помимо визуального и аудиального.

💡 Мы учимся не замечать то, что нам не нужно и не интересно. Это эволюция внимания и психики человека, которая происходит с развитием культуры.
❗ Всегда лучше учиться, чем не учиться. Вопрос в том, насколько человека напрягает многозадачность, в том числе в информационной среде.
❓ Один из наиболее актуальных вопросов, связанных с вниманием: нужно ли запрещать ребёнку делать несколько дел одновременно, настаивая на том, чтобы он сосредоточился на чем-то одном?

Еще больше о внимании рассказывает доктор психологических наук Мария Фаликман. Смотрите и слушайте на сайте радио «Маяк»!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *