Зельфира Трегулова: почему Третьяковка не теряет актуальности

Наука
tretiak

Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи о предназначении музея, роли искусства и выставке Верещагина.

 Государственная Третьяковская галерея отмечена наградой в номинации «Музей года», однако получить премию «The Art Newspaper Russia» не было главной целью. Музей просто старался сделать то, что было запланировано. Он создавался из лучших побуждений, не для того, чтобы только собирать и хранить коллекции – но чтобы показывать их людям.

 Третьяковская галерея ставит целью создать музей национальной школы, самый демократический музей в стране. Общедоступная галерея, приносящая пользу многим и удовольствие каждому.

 Музей может быть ярким, заметным, играть большую роль в жизни людей и общества. Именно этим объясняется чрезвычайная популярность музеев сегодня. Сегодня мыс стараемся выработать формат, который будет одинаково интересен и для специалиста, который многое знает, и для школьника, для которого искусство в новинку. Получается, не обязательно быть обремененным университетским образованием, чтобы наслаждаться искусством. Искусство и живопись – элитарная штука, но в хорошем смысле этого слова.

 Зачем привлекать людей в музеи? Искусство делает человека лучше, искусство меняет человека. Литература XIX века, реалистическая живопись второй половины XIX – это не описание мерзости жизни: задачей было трансформация человеческой жизни через сильнейшие эмоции, через сострадание.

 Искусство – одна из форм целительной силы человеческого естества. Очень многие люди делают серьезнейший анализ своей жизни. Благодаря музеям, люди приходят, потому что искусство вечно.

 Детей нужно приносить в музей с самого младенчества. На детях видна целительная сила искусства сильнее всего: лепка, рисунок – это стимулирует развитие креативности.

 Главная выставка весеннего сезона – выставка Верещагина. Про войну: про то, что в любой войне не бывает победителей. Консерваторы обвиняли Верещагина в том, что он предатель интересов России из-за удивительно беспощадных взглядов художника. Он стремился жить на краю, встречаться с новым, неизведанным, неожиданным, пугающим. При этом его полотна исполнены пафосом, который и сейчас вызывает ужас. При этом он живописал войну так, как не писал никто ни в России, ни в Европе. Да, он реформировал батальный жанр – на первом плане трупы, трупы русских солдат. Это совершенно не реалистичный образ войны, это символизм, где офицер служит на краю поля, сквозь которое прорастают обнаженные тела солдат.

 Мы воспринимаем искусство XIX века однозначно и плоско, оно перестало нам быть интересным. Выставка Верещагина показывает, что это серьезное искусство, глубокое. Художники того времени изображали не язвы общества, а страдания, беззащитность, вызывали к милосердию гораздо больше, чем критиковали. Он показывал войну во всем беспощадности, месиве и крови.

ver

О целительной силе искусства: смотрите и слушайте на «Маяке».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *