П.ФАДЕЕВ:  Ну, вот дождались мы, наконец, этого памятного дня, уже теперь ставшего историей, обсудим его. К нам в студию любезно согласился прийти и рассказать об итогах «Оскара» наш знаменитый режиссер Федор Бондарчук. Ой, нет, нет, Антон Долин, извините, пожалуйста, Антон Долин.

А.ДОЛИН:  Зачем ты исправился? Надо было так и оставить. Бондарчук и Бондарчук, чем я не Бондарчук?

П.ФАДЕЕВ:  Ну, вы поняли, да? Я прохохмил в стиле сегодняшней церемонии.

А.ДОЛИН:  Абсолютно, да, Уоррен Битти. Там замечательные разные реакции, конечно, на это. Ну, давайте не будем начинать с реакций, давайте начнем с более благостного начала. Вот как начинался «Оскар», давайте так начнем и мы, а потом постепенно начнем это все обсуждать. Ну, с самой горячей темы, с этой путаницы. Ну, кончили они, даже не знаю, можно ли сказать, за упокой, пожалуй, это тоже было такое своеобразное здравие, но начали точно за здравие. Потому что обычно начало церемонии это, когда часами собираются все эти дядечки и тетечки в красивых и не всегда очень красивых костюмах, после чего выходит ведущий и начинается некая нарезка с большой вступительной речью.

П.ФАДЕЕВ:  А кто там вел в этот раз?

А.ДОЛИН:  Джимми Киммел, очень хорошо вел.

П.ФАДЕЕВ:  А, да, я знаю.

А.ДОЛИН:  Он вообще отличный, он мне гораздо больше нравится, чем Сет Макферлейн, чем очень многие ведущие. У него совершенно не бывает юмора ниже пояса, при этом такой здоровый цинизм проскакивает, и вообще хорошее чувство юмора. А, главное, он очень естественный, у него нет вот этой деланности, которая американским комикам многим свойственна. И начать я хочу, как начали они, а именно, с песни. Ведь все мы знаем, что есть пять песенных номеров на каждой оскаровской церемонии. Почему-то до сих пор, я такого не помню, чтобы вначале еще до того, как люди начинают говорить скучные речи, все потанцевали под какую-то наиболее динамичную из этих песен. И началось все с Джастина Тимберлэйка, который выступил на «пятерку». Давайте послушаем, ну, не с церемонии, а просто эту чудесную песню, благо она была выдвинута на «Оскар», хоть она его и не получила, из мультфильма «Тролли».

(звучит песня)

П.ФАДЕЕВ:  А чего это он в начале прямо сразу заявился, такого не было еще в церемониях?

А.ДОЛИН:  Ну, не было.

П.ФАДЕЕВ:  Небось занес, чего ты такой наивный, занес, продюсеру занесли и сказали: «Давай Джастина выдвинем».

А.ДОЛИН:  Правильно сделали, значит. Чего, хорошая песня. Правильно, все как надо. Нет, с драматургией этого «Оскара» было хорошо, вот, что я хочу сказать.

В.КОЛОСОВА:  Даже очень в один момент.

А.ДОЛИН:  Нет, в один момент было, ну, давайте, слушайте, все равно этот момент будет над нами висеть дамокловым мечом, давайте начнем с того, что с ним попробуем разобраться, а потом перейдем ко всему остальному, к нюансам, благо их много. Я сразу определю свое к этому отношение. Я считаю, что основное по основным номинациям распределение премий почти безупречное. Лучшее, на мой вкус, за долгие последние годы. Но финальный аккорд, о котором мы сейчас подробно расскажем, потому что, может быть, не все наши слушатели в курсе, вышел омерзительным. И я, поскольку он был настолько омерзителен, я не сомневаюсь в том, все-таки немножко представляю себе голливудских людей, что это не могло быть намеренно, что это не могло быть срежиссировано.

П.ФАДЕЕВ:  Конечно.

А кому бы вы отдали премию за лучший фильм? Пройдите наш тест

А.ДОЛИН:  Это могло быть только вот такой вот ошибкой роковой. А ошибка была такая. Вышла знаменитая пара, точнее, не пара, а будет корректнее сказать дуэт Уоррен Битти и Фэй Данауэй. Если кто не знает, те самые артисты, которые сыграли когда-то Бонни и Клайда в легендарном фильме нового Голливуда Артура Пенна «Бонни и Клайд». Они вышли, чтобы вручать приз за лучший фильм. И была видна маленькая заминка, ну, люди пожилые, никто внимания не обратил, когда они открыли конверт, стали как-то его вертеть, друг другу передавать, пожали плечами и прочитали: «Лучший фильм «Ла-Ла Ленд».

К этому моменту у «Ла-Ла Ленда», мы все знаем, что у него было 14 номинаций, это рекорд по числу номинаций, столько было только у «Титаника» и «Все о Еве», до этого фильм взял 7 из 7 «Золотых глобусов», поэтому его победа, разумеется, ни у кого, никто бы глазом не моргнул, не только авторы этого фильма. Допустим, авторам любым скажешь, нам скажешь, что вы получили «Оскар», сразу поверишь в это, уж больно приятный сюрприз. Но, в принципе, все вскочили, стали аплодировать, как полагается авторы других фильмов.

Толпа пошла на сцену. Всегда в конце дают, формально же приз за лучший фильм продюсерам, а не режиссерам, но на сцену идет вся толпа, на сцену пошла вся толпа, человек 15. Они пошли, продюсеры стали по очереди, у каждого статуэтка в руках, уже произносить речь. Посреди речи одного из продюсеров к нему подошли, что-то сказали на ухо. Лицо его изменилось и он мужественно, себе не изменяя, надо сказать, сказал: «Друзья, знаете, это какая-то ошибка. Лучший фильм это не мы, а «Лунный свет». И когда народ стал посмеиваться в зале, он взял, открыл конверт какой-то другой, вынул оттуда бумажку и показал камере крупно, там было написано, уже не ошибешься: «Moonlight. Best Pictures».

И наступила немая сцена и чудовищная толкучка, потому что все эти люди, осознав, что произошло, неловко пошли со сцены. А другая толпа людей во главе с режиссером Барри Дженкинсом, режиссером «Лунного света», чувствуя себя не менее неловко, пошла на сцену. И как была смазана речь благодарственная продюсеров «Ла-Ла Ленда», которая оказалась не по делу, так же была смазана благодарственная речь режиссера «Лунного света».

Он пытался что-то говорить про важность, он получал до этого приз за лучший сценарий адаптированный, и чувствовалось, что он не верит в свою победу. Он вышел вдвоем с драматургом, по пьесе которого он написал сценарий, и пытался быстро успеть все сказать: «Спасибо этим, спасибо тем, спасибо, что важная тема, вы все оценили, я очень рад, доволен». Все, ушел. И сейчас он начал опять это говорить, у него ничего приготовлено не было, никто его не слушал. В зале уже свистели и аплодировали, ну, видимо, Академии как таковой, которая так облажалась, Мэтт Дэймон и Бен Аффлек.

В.КОЛОСОВА:  А почему Академия-то облажалась? Кто в итоге-то виноват был?

А.ДОЛИН:  Никто не знает, перепутали конверты. К микрофону рвался Уоррен Битти 79-летний, который стал в микрофон объясняться, что случилось. По его словам, ему подсунули конверт Эммы Стоун, на котором было написано не «Лучший фильм «Ла-Ла Ленд», а «Лучшая актриса Эмма Стоун, «Ла-Ла Ленд». Но поскольку он должен был объявлять «За лучший фильм», он посмотрел и сказал: «Ла-Ла Ленд», от растерянности.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, конечно.

А.ДОЛИН:  Но тут же вышла Эмма Стоун и сказала: «Простите, мой конверт всегда был при мне, я никуда его не оставляла и никому не давала, вот он». Два конверта, лишний конверт, тот куда-то делся. Что произошло?

П.ФАДЕЕВ:  Ну, в общем, это хорошо характеризует состояние дел, впервые в истории.

В.КОЛОСОВА:  Хакеры наши.

А.ДОЛИН:  Впервые в истории.

П.ФАДЕЕВ:  Я бы на месте Дональда Трампа в своем «Твиттере» написал бы: «И эти люди еще меня критикуют».

А.ДОЛИН:  Они критиковали его на протяжении всей церемонии. Более того, они писали ему твиты издевательские. Они писали ему: «Дональд, ты там как, не спишь?», потому что он все еще не отреагировал. «Мэрил передает тебе привет». Но там было действительно несколько смешных моментов с Мэрил Стрип.

П.ФАДЕЕВ:  Он должен был отыграться: «С вами заснешь. Вот уже собирался, но вот вы разбудили».

А.ДОЛИН:  Она опять была выдвинута, у нее была 20-я номинация уже по счету. И дело в том, что Джимми Киммел очень известный комик, ведущий церемонии, как мы уже сказали, придумал несколько шуток. Не все они были смешные. В смысле не шуток, а таких больших розыгрышей. Один из них был связан с тем, что они на улице нашли и подговорили специально организаторов экскурсий, экскурсионный красный автобус такой, знаете, где возят туристов по Лос-Анджелесу, и сказали, что туристам пообещают бесплатно в их экскурсию включить маленькую экскурсию в музей голливудских костюмов, на выставку. А вместо этого приведут их в зал «Оскара».

С моей точки зрения, не безупречная такая шутка, потому что не очень понятно, люди себя будут чувствовать неловко, все эти звезды, увидев этих людей в их мятых шортах и футболках, себя тоже буду чувствовать неловко, все себя чувствуют неловко. Это не всегда смешно, когда все себя чувствуют неловко.

И вот привели толпу этих людей, ну, не толпу, а там, не знаю, человек 10-12, сколько их было, туристов. Они, конечно, обалдели. Первые минут пять, пока Джимми Киммел молол языком, просто все снимали на iPhone, они потеряли дар речи, они просто снимали, чтобы им поверили, где они находятся, и уже куда-то выложены, конечно, эти видео и эти фотографии. Потом, когда говорили: «Вот это Махершала Али».

В.КОЛОСОВА:  Мой любимый.

А.ДОЛИН:  Он классный.

П.ФАДЕЕВ:  Из «Карточного домика».

А.ДОЛИН:  Ну, он великолепно сыграл в «Лунном свете», если вы еще не видели, обязательно посмотрите. Роль небольшая, но блестящая.

В.КОЛОСОВА:  Мы решили, что мы не пойдем.

А.ДОЛИН:  Ну, и дураки. Великолепный фильм.

В.КОЛОСОВА:  В легкую.

А.ДОЛИН:  Говорят: «Можете к нему прикоснуться, сфотографироваться». Они стали с ним селфиться. И он очень смешно сказал, Киммел говорит: «Так, ну, вот это вот Али, можете к его «Оскару» прикоснуться на счастье, это Дензел, вот эти двое…», а там чернокожая пара такая, не очень юная, «Они собираются жениться. Дензел, будешь у них шафером?» Дензел явно не очень счастлив этим, но выходит, чего делать, с ними сфотографировался. А потом Джимми говорит: «А эта актриса, она переоцененная, проходим мимо, ребята». Это было действительно смешно. Но они при этом кинулись целовать руку Мэрил Стрип, это было трогательно и неловко, и довольно странно. Так я к чему, к тому, что Киммел и прочие, они изо всех сил хотели как-то реальность втащить в эту церемонию, чтобы она была не кислой, чтобы она была не пыльной, чтобы было все по-настоящему.

П.ФАДЕЕВ:  И им удалось.

А.ДОЛИН:  Потом они сделали, что там какие-то конфеты на парашютах падали, они же голодные якобы там сидят много часов, конфеты на парашютах спускались в зал, чтобы им подкрепиться.

П.ФАДЕЕВ:  Прикидываю, там люди сидят, обсуждают, креативные люди, как мы проведем эту церемонию, чем она будет отличаться. Все придумали, конфеты, все, туристов. Потом, знаете, на все это нет денег, я предлагаю, а как будем отличаться? В конце просто поменяем конверты, нас запомнят.

А.ДОЛИН:  Вы же понимаете, кто был предыдущим вручантом перед Уорреном Битти с Фэй Данауэй?

П.ФАДЕЕВ:  Не помню.

А.ДОЛИН:  Нет, вы знаете. Предыдущая, кто получала? Я вам сказал, Эмма Стоун, правильно?

П.ФАДЕЕВ:  Да.

А.ДОЛИН:  Кто вручает лучшей актрисе «Оскара»?

П.ФАДЕЕВ:  Предыдущая лучшая актриса, нет?

А.ДОЛИН:  Нет, предыдущий лучший актер. Кто у нас предыдущий лучший актер?

В.КОЛОСОВА:  Чтобы я помнила.

А.ДОЛИН:  Нет, вы помните, причем оба.

В.КОЛОСОВА:  А, Ди Каприо.

А.ДОЛИН:  Совершенно верно. И, разумеется, тут же возникла теория заговора, Ди Каприо, который принес лишний конверт, подменил конверты, отомстил Академии. И обратная шутка: «А давайте проверим конверт Ди Каприо в прошлом году. Может быть, просто ему не решились сказать, как это было». Ну, то есть понятно, что, конечно, количество этих шуток, которые возникли, оно бесконечное. Но действительно ситуация невероятно конфузная.

П.ФАДЕЕВ:  Вот у нас на «Золотом граммофоне» никогда такого не бывало.

А.ДОЛИН:  Это точно, и на «Золотом орле».

П.ФАДЕЕВ:  И не будет.

А.ДОЛИН:  И на «Нике» никогда.

В.КОЛОСОВА:  А, если бы мне дали, я бы так и ушла с этим «Оскаром», сказала: «Первое слово дороже второго», и все, и пошла бы себе.

А.ДОЛИН:  Ну, на самом деле, я говорю, шутки шутками, но ситуация отвратительна.

В.КОЛОСОВА:  Некрасивая.

А.ДОЛИН:  Теперь попытаться немножко сгладить, ситуацию саму это не сгладит.

П.ФАДЕЕВ:  Не драматизируй, но это не конец света. Отвратительная, ужасная, как будто там кто-то вышел и плюнул в лицо Мэрил Стрип.

А.ДОЛИН:  Унизительно просто для них для всех.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, это неловкость, ну, так бывает иногда, ну, что же теперь.

В.КОЛОСОВА:  Нет, самое дурацкое, что они же говорить начали, понимаешь, вот это самое неловкое.

А.ДОЛИН:  Так вот, что я хочу сказать теперь про сами фильмы. Я осознал только на этих выходных, хотя это лежало на поверхности, то, что «Оскар» в этом году абсолютно революционный, и все говорили про его революционность за счет того, сколько там «черных». Ну, пожалуй, допустим, это мне не кажется важным, честно скажу, главное, что фильмы были хорошие. В основном, они были хорошие. Революционно это количество среди основных номинантов молодых режиссеров. Я сам всегда скажу, что любые Канны или даже Берлин в сто раз лучше, чем «Оскар». «Оскар» это политика, «Оскар» это Голливуд, «Оскар» это конъюнктура, «Оскар» это звезды, а в Берлине такого нет. Это все правда. Но вот Берлин, мы тут обсуждали в прошлую неделю, как там 61-летняя Ильдико Эньеди победила 60-летнего Каурисмяки.

Совершенно другая ситуация. Барри Дженкинсу, режиссеру «Лунного света» 38 лет, это его вторая картина. Первая сделана за три копейки, черно-белая, я посмотрел ее на выходных, роскошный дебют. Дэмьен Шазелл 32 года, он получил приз сейчас «Оскар» за лучшую режиссуру. Он самый молодой режиссер, получивший «Оскар» за лучшую режиссуру, за все 90 лет существования премии. Подумайте на секунду, это же офигенно. Два молодых парня и третий Кеннет Лонерган, допустим, не такой молодой.

В.КОЛОСОВА:  «Манчестер у моря», который?

А.ДОЛИН:  Да. Он сценарист, но на секундочку, он молодой режиссер, это то ли второй, то ли третий его режиссерский опыт. То есть он тоже молодой человек. И они втроем, главное, при том, что Скорсезе, Иствуда, Спилберга замечательных режиссеров убрали немножко на второй план. Я считаю, что в этом смысле Академия невероятные молодцы. Это важнее, чем вот это расовое, половое и еще какое-то равноправие. Серьезно, это ужасно здорово. И вот это было соревнование между двумя молодыми режиссерами.

И они, как будто бы чувствуя, это же коллективное бессознательное голосует, или, хорошо, сознательное, но все равно коллективное, как будто бы чувствуя, что «Ла-Ла Ленд» замечательный фильм, который нам всем очень нравится, ну, или не очень, но нравится, правильно, хорошая картина, что у него уже есть этот рекорд по номинациям, рекорд по «Глобусам», и народ его любит и смотрит, и все у него, в общем-то, уже в шоколаде. А рядом этот «Лунный свет», очень маленький фильм, который, кстати говоря, для фильма с его крошечным бюджетом собрал очень хорошие деньги, но все равно маленькие, ни одной звезды там. Ну, хорошо, Али, допустим, по «Карточному домику» кто-то знает.

В.КОЛОСОВА:  Ну, это не прямо звезда.

П.ФАДЕЕВ:  Смотрите, какое любопытное, прямо удивительное наблюдение, Андрей про «Ла-Ла Ленд» пишет нам: «Ла-Ла Ленд», как новогодняя елка, нашли в лесу самую красивую, стройную, срубили, принесли в дом, но не нарядили. Все в фильме складно, но впечатления от просмотра нет». Что-то есть в этом замечании.

А.ДОЛИН:  Может быть, да.

В.КОЛОСОВА:  Я сразу сказала, что «Ла-Ла Ленд» для меня это музыка, это, в первую очередь.

А.ДОЛИН:  Друзья, еще раз, давайте помнить, «Оскар» дают за лучший фильм этого сезона в американском поле, а не за лучший фильм всех времен и народов, везде и всегда.

В.КОЛОСОВА:  Мы поняли, мы не тупые.

А.ДОЛИН:  В этом качестве «Ла-Ла Ленд» был более, чем, и он получил свои 6 «Оскаров», это до фига, включая лучшую режиссуру и лучшую актрису. Но «Оскар» хотел, с другой стороны, я думаю, заявить, «Оскар», как некое коллективное тело и коллективный мозг, о том, что есть вещи поважнее, чем танцы, пляски, любовь к джазу и старому кино симпатичных белых ребят, которые там главные герои. И поэтому «Лунный свет», который тоже вовсе не какое-то супер проблемное кино, это фильм про любовь, но он более мучительный, он более глубокий, и в его маленькости тоже есть какая-то, не побоюсь этого слова, чеховская или такая бунинская какая-то маленькая драма спрятанная.

В.КОЛОСОВА:  А почему ты никогда не рассказывал с Костнером фильм «Скрытые фигуры», а это о чем?

А.ДОЛИН:  Потому что он еще у нас не вышел.

В.КОЛОСОВА:  А ты смотрел уже?

А.ДОЛИН:  Да, мне он нравится. Давай во второй половине эфира я немножко о нем скажу. Он мне нравится, но он гораздо более попсовый, чем два фильма, о которых мы сейчас говорим, даже чем «Ла-Ла Ленд». И «Лунный свет», он более, скажем так, новаторский. Он операторски сделан ужасно тонко и здорово, оператор тоже молодой человек, не сильно известный. Там интересное музыкальное решение. Он вообще такой тонкий фильм.

И случилось то, чего, по-моему, поправьте меня, дорогие слушатели, может, вы в курсе, не случалось вообще никогда. Мы все знаем, что там за несколько дней до «Оскара» или за день вручают вот эти самые «Золотые малины». Ну, там опять дали всем, кому всегда, этому «Бэтмен против Супермена» и прочей ерунде. Но также дают премию, о которой мы редко говорим, «Независимый дух», Independent Spirit, и обычно Independent Spirit и «Оскар» это два разных мира. Independent Spirit дают каким-нибудь условным Джармушам, а «Оскар» дают условным Иствудам. И это разные, не пересекающиеся миры. Так вот, «Независимый дух» за лучший фильм дали «Лунному свету» и «Оскар» дали «Лунному свету» за лучший фильм. И такое произошло, по-моему, впервые или впервые за долгие годы.

П.ФАДЕЕВ:  Я хотел спросить, мы поставим еще песенку, у нас еще четыре песни, давай поставим какую-нибудь.

А.ДОЛИН:  Да, давайте сейчас песню Стинга, замечательную лирическую песню гитарную.

В.КОЛОСОВА:  Из фильма говори, какого?

А.ДОЛИН:  Слушай, я не помню. Это не «Ла-Ла Ленд».

В.КОЛОСОВА:  Это понятно, что Стинг поет не в «Ла-Ла Ленде».

П.ФАДЕЕВ:  Не важно, давайте, а то время уходит.

В.КОЛОСОВА:  Давайте любую.

(звучит песня)

П.ФАДЕЕВ:  Нам пишут: «Долин уже и по понедельникам, привет».

В.КОЛОСОВА:  У нас повод.

А.ДОЛИН:  А что оправдываться? Какой смысл?

П.ФАДЕЕВ:  Нам его тоже навязали, ничего страшного.

А.ДОЛИН:  Естественно. Эта песня получила «Оскар», которая сейчас звучит. И Джастин Гурвиц, наверное, на самом деле, самый счастливый человек на этом «Оскаре», потому что он получил две.

В.КОЛОСОВА:  Самый удачливый одноклассник, я бы так назвала. Он же одноклассник, ты рассказывал?

А.ДОЛИН:  Даже не одногруппник, он сосед по общаге. Ну, он его друг.

П.ФАДЕЕВ:  Roommate называется.

А.ДОЛИН:  Да, roommate, правильно, Петь, правильное слово. Две персональные статуэтки. Но самое глупое детское счастье было написано на лицах людей, которые написали, их почему-то двое еще, к этой песне «City of Stars», если вы помните там текст, он такой, в общем, довольно простенький, они написали этот текст вдвоем почему-то. И там стоял этот Гурвиц у микрофона, чего-то говорил, а они такие, как такая школота приплясывали как-то от счастья, понимали, как им свезло вообще, нужно выйти на сцену, по «Оскару» получить, и чего они там вообще делают. По-хорошему это все, конечно, для композитора приз, естественно.

Короче говоря, «Ла-Ла-Ленд», опять «Ла-Ла-Ленд», все у него очень славно, несмотря на этот ляп в финале, очень хороший оператор, получивший совершенно заслуженно свою статуэтку, замечательные художники-постановщики, действительно фильм очень красивый.

П.ФАДЕЕВ:  Чего не скажешь об исполнительнице главной роли в этом фильме.

А.ДОЛИН:  Эмма Стоун, я считаю, чудесная актриса, ужасно она мне нравится. И мне очень понравилось поведение…

В.КОЛОСОВА:  Эмма Стоун ужасна.

А.ДОЛИН:  Поведение Райана Гослинга на этой церемонии.

П.ФАДЕЕВ:  Она и актриса-то не очень хорошая, и женщина страшная.

А.ДОЛИН:  Вуди Аллену своему расскажи, он тебе разобьет батарею об голову.

П.ФАДЕЕВ:  У Вуди Аллена просто зрение, ему надо очки поменять.

А.ДОЛИН:  Понятно, оно лучше, чем у многих из нас. Короче говоря, я хотел сказать про Райана, он-то в отличие от Эммы…

В.КОЛОСОВА:  Ничего не получил?

А.ДОЛИН:  Ни в каких фаворитах не ходил, не только не получил, но всем было ясно, что Кейси Аффлек, сейчас мы к нему еще перейдем или Дензел Вашингтон, а он где-то там в отстое. И он очень достойно себя вел, и мне ужасно понравилось, кто-то запечатлел эту фотографию, ну, собственно, на видеотрансляции тоже можно увидеть момент всеобщей страшной растерянности, когда стоит на сцене вся тусовка «Ла-Ла Ленда», и тут они узнают, что премия, на самом деле, не им, и они все побледневшие, с искаженными совершенно лицами, на каждом лице написано, как пережить этот позор. Единственный Гослинг, который…

В.КОЛОСОВА:  Станцевал?

А.ДОЛИН:  Нет, он стоит так и тихо ржет в кулак, и чувствуется, что ему вообще, ну, не то, что никак, но ему смешно, а вовсе не трагично. И так сразу какое-то такое тепло я ощутил к нему, думаю, какой хороший.

В.КОЛОСОВА:  Ну, мне кажется, отыграть по-другому и невозможно.

А.ДОЛИН:  Ну, это как сказать. Ты посмотри, как они все отыграли, это слишком шокирующий момент. Все люди, и понять в эту секунду, когда тебе дали главный именинный пирог, который бывает в мире кино, и тут же отобрали, когда ты уже рот открыл, чтобы от него откусить, это все-таки, я думаю, что иметь самообладание и выдержку, чтобы при этом лицо сохранить, это нужно уметь, и молодцы все, кто смог это сделать.

В.КОЛОСОВА:  А есть какой-нибудь фильм, который вообще ничего не получил?

А.ДОЛИН:  Да, конечно.

В.КОЛОСОВА:  Какой?

А.ДОЛИН:  Ну, например, фильм «Скрытые фигуры», который номинировался на…

П.ФАДЕЕВ:  Например, фильм «Рай».

А.ДОЛИН:  Фильм «Любой ценой». Ну, подожди, зачем фильмы, которые не номинировались, я говорю номинированные фильмы. Ну, давайте скажем о еще одном победителе важном. Мы сказали про «Ла-Ла Ленд» и «Лунный свет», третий «Манчестер у моря», фильм Кеннета Лонергана, я его только упомянул, это картина, которая выйдет еще в российский прокат, будем тогда подробно о ней рассказывать.

Это такая даже не драма, а я бы сказал, трагедия, абсолютно трагическая история житейская из жизни сантехника, у которого умирает брат, и его назначают опекуном племянника. Племяннику 16 лет, он старшеклассник, а этот сантехник, главный герой, он живет таким одиноким сычем, ему вообще ни до кого, тем более, не до подростков и их проблем. Он живет в другом городе. И вдруг на него обрушивается не только организация похорон брата, допустим, с этим бы он справился, а вот этот подросток, дом, лодка, оставшаяся от брата. Он в совершенной растерянности. И в этом родном городе, в который он возвращаться-то не хочет. И этот фильм очень, на самом деле, тонкий.

В нем есть несколько косяков, повторяю, это будем подробно рассказывать потом. Но есть две замечательные вещи. Во-первых, там очень тонкий действительно сценарий, он такой весь на маленьких каких-то нюансах переживаний простых людей, пролетариев, у которых слов-то нет, чтобы выразить то, что они чувствуют часто, и поэтому этот фильм часто молчаливо и просто говорит о каких-то очень важных в жизни каждого явлениях, о таких, как потеря, утрата близких, просто травма, с которой ты справляешься, психологическая, и коммуникация друг с другом. И надо сказать, что там хороший сценарий и замечательный исполнитель главной роли Кейси Аффлек, и они и получили по «Оскару».

В.КОЛОСОВА:  Мне он так нравится.

П.ФАДЕЕВ:  Он получил за второго плана, да?

А.ДОЛИН:  Первого плана, абсолютно, лучший актер он.

П.ФАДЕЕВ:  А, Кейси Аффлек, это хорошо. Они там все за него переживали, потому что он долгое время был в тени брата.

А.ДОЛИН:  Совершенно верно.

П.ФАДЕЕВ:  И как-то так они все очень за него волновались.

А.ДОЛИН:  Вот, кто видел фильм, к сожалению…

П.ФАДЕЕВ:  Мы обсуждали уже Кейси Аффлека.

А.ДОЛИН:  Бена Аффлека все знают и любят, но при этом почему-то мало, кто видел его дебютный фильм «Прощай, детка, прощай». Я считаю, замечательный. Там Кейси Аффлек был в главной роли. Но он не только там играл, у него много ролей просто превосходных. И я ужасно рад, что, наконец-то, он вышел из тени.

П.ФАДЕЕВ:  Подожди, а кто второстепенный получил?

А.ДОЛИН:  Махершала Али.

П.ФАДЕЕВ:  А вторую женскую?

А.ДОЛИН:  Женскую второстепенную, мы об этом еще не говорили, Виола Дэвис, которая сыграла роль жены главного героя, главный герой был Дензел Вашингтон в фильме «Ограды». Где Дензел Вашингтон является и режиссером тоже. И тоже, конечно, можно было бы сказать, что это все дань этому «Oscars so white» прошлогоднему, что нужны «черные», нужны афроамериканцы.

С одной стороны, это так, с другой стороны, Виола Дэвис очень хорошая актриса, с третьей стороны, она театральная актриса. Фильм «Ограды» поставлен по пьесе, которая получила Пулитцеровскую премию до всякого оскаровского скандала, и Виола получала «Тони», это «Оскар», театральный «Оскар» американский за исполнение этой же самой роли на сцене. Вполне стандартная оскаровская история. Замечательная театральная актриса играет роль, которой она уже прославилась, только уже в кино и получает за это приз, тем более что приз как бы роль второго плана.

Поэтому, опять же, тот случай, когда, с одной стороны, Академия отвечает «да» этому запросу, сформулированному на расовое разнообразие, с другой стороны, это классическая такая вот прям оскаровская была картина. И это, конечно, боюсь, из тех картин, которые как бы специально для «Оскара» и под «Оскар» делаются. Дензел Вашингтон знает этот оскровский формат как облупленный, он дважды лауреат и очень умный человек. И, кстати говоря, один из некрасивых моментов церемонии, вот ты говоришь о том, как держать лицо, это был, когда Кейси Аффлек, сыгравший вот этого алкоголического сантехника, роль, и он в такой сейчас форме какой-то трогательной, ну, для какой-то роли очевидно.

В.КОЛОСОВА:  Он там все с братом обнимался все время.

А.ДОЛИН:  У него борода сейчас, он набрал вес, какой-то хвост нелепый. Как пошутил Джимми Киммел, когда ввел этих туристов, говорит: «Вот этот человек, это не бомжара с улицы, это, на самом деле, артист, номинированный на «Оскар» у нас тут сидит». Очень элегантная шутка, как вы понимаете. И первое, что сказал, во-первых, Кейси Аффлек реально, видимо, не готовился.

П.ФАДЕЕВ:  Кстати, я вспомнил, что у Джимми Киммела, найдите, наберите, у него была гениальная совершенно серия этих материалов про Мэтта Деймона, вот это помнишь, да?

А.ДОЛИН:  Так я еще расскажу про Мэтта Дэймона.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, это то, что он делал в своем шоу.

А.ДОЛИН:  Да, про это сейчас сделаю зарубку, про это я еще не рассказал. Так вот, Кейси действительно не верил, что он получит приз, он был уверен, что Дензел Вашингтон получит своего третьего «Оскара». Ну, казалось бы, вот момент, как раз эта вот «черная» тема, и Вашингтон срежиссировал фильм, за режиссуру, понятное дело, ему не дадут, но вот как актеру дадут, он замечательный артист. И дают вместо этого Кейси Аффлеку. И Кейси выходит на сцену и первое, что он говорит: «Слушайте, у меня речь такая нелепая, я просто всем буду говорить «спасибо» и первому говорю «спасибо» Дензелу Вашингтону, что он потрясающий артист, и мне даже неловко, что я победил». А Дензел сидит, он не аплодирует, он не улыбается, у него лицо, как будто ему кожу натянули на это лицо, сжимая зубы, сидит.

П.ФАДЕЕВ:  Нет, ну, известно, что он такой напряжный чувачок, я слышал.

А.ДОЛИН:  Ну, два «Оскара», он самый почитаемый, ну, может быть, после Моргана Фримана или наравне с ним афроамериканец в Голливуде. Он действительно король этого всего, чего о Кейси Аффлеке, ну, никак не скажешь.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, ты не задавался вопросом, почему ты не можешь вспомнить ни одной кинокомедии с участием Дензела Вашингтона?

А.ДОЛИН:  Да, конечно, ты прав.

В.КОЛОСОВА:  Может быть, у него зуб болел.

П.ФАДЕЕВ:  Нет, просто он такой напряжный.

А.ДОЛИН:  Ну, может быть, болел, конечно, да.

П.ФАДЕЕВ:  Бывают такие люди напряженные.

А.ДОЛИН:  Но, в общем, выглядело это все именно так. Может быть, ему было обидно, что его партнер по фильму Виола Дэвис получила «Оскара».

П.ФАДЕЕВ:  Еще раз, вспомни одну комедию с Дензелом Вашингтоном? Нет.

А.ДОЛИН:  Так вот, к разговору о комедиях. Два чудесных чувака, одного из которых, к сожалению, не было на «Оскаре». Среди продюсеров, но он не запускал фильм, он просто поддержал фильм, но знает, что поддерживать, сволочь такая, среди продюсеров фильма «Лунный свет», который таким джокером вылез в победители, компания «Plan B».

П.ФАДЕЕВ:  Господи, а я думал Александр Роднянский.

А.ДОЛИН:  Да, почти Александр Роднянский, такой же родной нам человек. Брэд Питт, который, собственно говоря, был…

П.ФАДЕЕВ:  Это когда-то была общая компания, по-моему, она есть их общая с Дженнифер Анистон. Мне всегда нравилось название «Plan B».

А.ДОЛИН:  Пит молодец, он же поддерживал «12 лет рабства», как помните, который был первым фильмом «черного» режиссера, который получил «Оскар» за лучший фильм года. И соответственно теперь опять. А второй такой умный человек, но явно не потому, что он глубокий стратег, а потому что они все там друганы, это Мэтт Дэймон, продюсер фильма «Манчестер у моря». Поскольку это фильм, где Кейси Аффлек главную роль играет, они же все друзья.

П.ФАДЕЕВ:  Да это все одна мафия, ты нам раскрыл вот эти неприглядные механизмы «Оскара».

А.ДОЛИН:  Так вот, и бедный Мэтт Дэймон присутствовал на церемонии. Его затроллили чудовищно. То есть Киммел над ним издевался каждые четыре минуты, и я вел внутренний счет. Вот долгое время в нем побеждал Трамп по количеству шуток в его адрес, но потом Мэтт Дэймон стал вести счет.

П.ФАДЕЕВ:  Так у них, ты же знаешь…

А.ДОЛИН:  Знаю.

П.ФАДЕЕВ:  У них же давняя такая сыгранная дуэль, когда они друг другу бьют в морду, обижаются, не приходят.

А.ДОЛИН:  Но Мэтт не мог сделать ничего, Мэтт только ему поставил под ножку, когда тот вел этих туристов, а это худшее, что он мог сделать. Вплоть до того, что когда Мэтт Дэймон пошел вручать приз, не помню уже, какой, Киммел залез на место дирижера оскаровского оркестра и стал не ту музыку дирижировать. Конечно, они договорились, дирижировать он по-настоящему не умеет, и музыка какая-то помпезная стала заглушать слова Мэтта Дэймона, который пытался что-то там произнести. В общем, Мэтту Дэймону досталось по полной, хотя фильм, им спродюсированный, «Манчестер у моря», получил два и замечательных, совершенно заслуженных «Оскара».

В.КОЛОСОВА:  Хочешь, значит, не сдерживай себя, Антон.

А.ДОЛИН:  Да, я хотел рассказать про остальные фильмы. Вот мы сказали про три главных, которые что-то получили небольшое, или ничего не получили, но все-таки присутствовали и играли, скажем так, в эту игру. Сначала скажу про мультфильм, это совершенно закономерный финал, как всегда бывает, побеждает Дисней, в этом году это было очевидно, и я был уверен, что это будет «Зверополис», он и признан лучшим мультфильмом. Ну, действительно он тематический, он тоже про расовое разнообразие и про жизнь в большом городе, и, в то же время, это очень хорошая сказка. И «Песочник», чудесный маленький мультик студии Pixar про птичку, которая учится добывать пищу. Очень реалистический и, в то же время, совершенно очаровательный и детский, получил, как лучший короткометражный фильм.

Ну, дальше имеет смысл сказать про Мэла Гибсона, фильм «По соображениям совести», это такой был фаворит таких староверов, любителей, ветеранов таких голливудских. Раз в этом году не было у нас тут толком ни Скорсезе, ни Иствуда, ни Спилберга, значит, за них за всех играл Гибсон. Я хочу сказать две вещи. Во-первых, его, по-моему, 6 номинаций и 2 премии за лучший звук и за лучший монтаж…

В.КОЛОСОВА:  Не много.

А.ДОЛИН:  Это очень хороший результат, это целых две премии. Например, у фильма «Любой ценой» или у фильма «Скрытые фигуры», которые тоже номинировались на лучший фильм, на секундочку, нет вообще ничего. Тут есть две статуэтки у фильма достойные и хорошие. Во-вторых, Гибсон на десять лет отлучен от Голливуда, он персона нон грата, его никуда не приглашают, его никуда не зовут. Он был пьян, он лез к людям, он позволял себе антисемитские высказывания, все это не прощается, особенно, когда все это в совокупности. Он снял картину, за которую его номинировали, позвали, номинировали на лучшую режиссуру. Он сидел в первых рядах, и он весь сиял. Вот будете смотреть трансляцию церемонии, обратите внимание на лицо Мэла Гибсона, оно довольное от начала и до конца этой 4,5-часовой церемонии. У него все хорошо, не надо ему сочувствовать.

П.ФАДЕЕВ:  Прикольно будет, если он сегодня от радости напьется, его задержит патруль и он снова…

А.ДОЛИН:  Да, это было бы ужасно, надеюсь, нет, Мэл, держись, мы за тебя.

В.КОЛОСОВА:  Как ваш этот Каурисмяки.

А.ДОЛИН:  Ну, это совсем противоположные типажи. И причем Каурисмяки, напившись даже в дымину, никогда себе ничего такого не позволит сказать, потому что он ничего такого не думает.

В.КОЛОСОВА:  Не сможет, потому что.

А.ДОЛИН:  Нет, не потому что не сможет, а потому что не захочет. Он не фальшив ни в чем. А все голливудские люди, часто бывает, фасад одно, а внутреннее другое. Фильм «Прибытие» очень мне нравящийся, имеющий 8 номинаций, получил единственный приз, совершенно заслуженный за звук. Не надо считать, что звук это ерунда, в Голливуде это очень серьезно, это уже награда, и звук там абсолютно идеальный, превосходный. «Фантастические твари и где они обитают», картина, получившая приз…

П.ФАДЕЕВ:  Ну, мы-то это знаем.

А.ДОЛИН:  За лучшие костюмы. Так, я этого не слышал. «Отряд самоубийц» за грим и прически, дурацкая картина, но с чудесным гримом и прическами, действительно роскошными.

В.КОЛОСОВА:  Ну, это вот как женщину встречаешь, говорят, страшная, но глаза красивые. Так и с «Оскаром».

А.ДОЛИН:  Ну, что сделать, да, вот именно такая ситуация, так и есть. И лучшие спецэффекты «Книга джунглей», действительно великолепные спецэффекты, очень хорошо сделанные. Вот, наверное, мы про все основные премии и рассказали.

П.ФАДЕЕВ:  Я, кстати, решил вот, что, я по поводу «Оскара», я решил, как-нибудь впоследствии сделаю какой-нибудь документальный фильм ломовой и получу «Оскара». Вот хочу, чтобы вы все знали, что у меня в планах.

А.ДОЛИН:  А, хорошо. Надо как-то реагировать?

П.ФАДЕЕВ:  Нет, просто знайте.

А.ДОЛИН:  А, хорошо.

П.ФАДЕЕВ:  Чтобы потом, а мы не знали, мы не слышали.

А.ДОЛИН:  Нет, я на всю жизнь это запомню, сейчас сделаю себе татуировку на память, чтобы…

П.ФАДЕЕВ:  Между прочим, так же скептически относились к Трампу во время интервью 30 лет назад, когда он сказал на телевидении, что я буду президентом США.

А.ДОЛИН:  Нет, никакого скепсиса, все совершенно правильно ты планируешь.

В.КОЛОСОВА:  Ты можешь, ты талантливый.

А.ДОЛИН:  Мы не удивимся. Поэтому «Оскар», мне кажется, в этом году удался, с моей точки зрения раздали правильно.

В.КОЛОСОВА:  А ты ничего не сказал про Кидман и «Лев».

А.ДОЛИН:  Потому что фильм «Лев» тоже ничего не получил.

В.КОЛОСОВА:  Вообще ничего?

А.ДОЛИН:  Ничего не получил и поделом, это очень расчетливая картина, специально сделанная для «Оскаров», такие картины и не получают «Оскара». Сделана неплохо.

В.КОЛОСОВА:  Кидман.

А.ДОЛИН:  Кидман я обожаю, одна из моих любимых актрис.

В.КОЛОСОВА:  Платье красивое у нее было.

А.ДОЛИН:  Да, посмотреть на нее всегда приятно. И она была, кстати говоря, прекрасная, расслабленная, она была номинирована, ничего явно не ожидала, чудесно смеялась, хорошо реагировала.

В.КОЛОСОВА:  Как ты думаешь, Эмма Стоун ожидала?

А.ДОЛИН:  Мне кажется, она ужасно нервничала. По-моему, она не верила, что она получит. Мне за нее очень приятно. Еще раз, я считаю ее очень талантливой, что бы вы там про нее ни говорили.

В.КОЛОСОВА:  Мы ничего не говорим.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, и женись теперь на ней.

А.ДОЛИН:  Нет, я женат счастливо тоже на рыжей девушке, но Эмма прекрасна.

П.ФАДЕЕВ:  Ах, вот оно что.

А.ДОЛИН:  Да, я не буду даже отрицать. И Джеки Чан сидел в отдельной ложе, чтобы всем было хорошо. И вот мой вам последний завет, сходите на фильм «Лунный свет», потому что наверняка вы его еще не видели, долго он в прокате нашем, несмотря на победу на «Оскаре», не продержится, это очень специфическая картина, и, по-моему, замечательно талантливая.

В.КОЛОСОВА:  Чего, пойдем?

П.ФАДЕЕВ:  Нет.

А.ДОЛИН:  Через неделю можете меня проклинать за это.

П.ФАДЕЕВ:  Не знаю, что я буду делать, но я знаю точно, что…

А.ДОЛИН:  А теперь песня из мультфильма «Моана», которая не победила, но была очень хороша и звучала тоже на «Оскаре». Давайте, с песни мы начали, песней и закончим.

В.КОЛОСОВА:  Спасибо тебе, Антон.

А.ДОЛИН:  И вам, друзья, за компанию. Пока.