В современной музыкальной сфере существует множество жанров, похожих и сильно отличных друг от друга. Почему на смену року пришел рэп, а поп-культура является важной вехой в становлении личности?
В отечественной музыке сильно выражен назидательный элемент. Музыка должна быть со смыслом и смысл должен быть не совсем простым.
Каждое музыкальное направление имеет свои каноны и законы, которые исполнитель обязан соблюдать, чтобы аудитория понимала и принимала. У каждого жанра есть набор тем для презентации и набор табуированных тем.
Один и тот же стиль в разных странах будет несколько отличаться в силу синтаксиса языка и проблематики внутри страны.
В 1990-е годы русский рок утерял свою тематику. В первую очередь тематику маскулинности и саморепрезентации в молодом возрасте. Рок стал более рафинированным, появилась тематика улиц. Русский рок не терпит самоиронии. Рок-музыка завязана на искренности, аутентичности и репутации. Ты можешь быть лучше всех, но если ты подпортил свою репутацию в каком-то другом проекте, – тебя не примут в рок-тусовку.
Рок-н-ролл и рэп пришли на место рока, чтобы рассказать об уличных проблемах. Читать рэп про улицу гораздо проще, чем освещать эти проблемы в рок-музыке. Рэп – это поиск аутентичности у исполнителя и у аудитории: «я – настоящий, я – правда».
Стиль панк предлагает пустое поэтическое высказывание, смысл которого для каждого свой.
Для рэгги важнее произношение в стиле, вербальная форма подачи, а не текст.
Поп-культура – это низовой проект социализации. Именно эта простая музыка рассказывает, как правильно любить и ненавидеть, воспитывает чувство уважения и любви к родине, объясняет сложные поведенческие каноны простым игровым языком. Попса никак не завязана на представлениях об аутентичности. Никого не интересует, как ты себя презентуешь: если ты музыкант, то ты не обязан петь и играть.
Стас Михайлов – коммерческий проект. Артист взял за основу табуированный жанр – шансон. Многим нравится это направление музыки, но слушать его считается постыдным. Стас Михайлов перенес шансон в респектабельную среду — на эстраду, и подготовил его для аудитории женщин за 40. Аудитория хотела это слушать, но контекст был неприемлемый.
Слушатели рок-среды все время говорят, что музыканты исполняют одно и то же, но как только исполнители выпускают что-то отличное от привычного стиля, – аудитория негодует.
Как ни странно, рекреационные привычки в очень слабой мере влияют на музыкальные пристрастия.
Еще больше интересного о музыкальной сфере смотрите и слушайте на сайте радио «Маяк»!