На экраны выходит продолжение легендарного фильма «На игле». В фильме «Т2: Трейнспоттинг» описываются события, происходящие через двадцать лет после окончания истории. Антон Долин о новом фильме Дэнни Бойла.

Также в обзоре картины «Конг: Остров черепа» и «Ночь в Париже».

А.ДОЛИН:  Самый лучший фильм, конечно, этой недели это «Т2», он ж «Трейнспоттинг», он же «На игле 2». Мы вынуждены смириться с этим «На игле 2», потому что первая часть «Трейнспоттинг», который выходил во времена, когда еще проката в России не было, в 1996 году, он, конечно, был обречен на пиратское название. Тем более что слово «трейнспоттинг» специфический термин, в Шотландии это такое гиковское развлечение, люди записывают номера проходящих поездов, и соответственно это не переведешь.

П.ФАДЕЕВ:  Вот опять кража, хотя уважаемый человек, «Т2», ну, точнее, в нашем варианте. «Т2» всегда было «Терминатор 2», теперь утащили снова прокатчики.

А.ДОЛИН:  Уже все забыли об этом, это в твоей юности.

П.ФАДЕЕВ:  Вот, я говорю про кражу смыслов, вот, чем занимаются.

А.ДОЛИН:  Ну, хорошо, смысл здесь не утратило, может быть, какой-то там «лого» украли. Что сказать, я сначала хочу позащищать немножко Дэнни Бойла, что он за это взялся. Дэнни Бойл, режиссер фильма и первого «На игле», и второго «Т2» взялся за это не потому что ему не хватает денег. Он взялся за это не потому что, его заставили продюсеры, хотя уверен, что на него давили. Он очень успешный человек, он постановщик церемонии открытия и закрытия лондонской олимпиады.

В.КОЛОСОВА:  Это было шикарно.

А.ДОЛИН:  Он оскаровский лауреат за «Миллионера из трущоб». У этого режиссера, на самом деле, не в каком-то метафорическом смысле все очень хорошо. Я с ним разговаривал, спросил, почему он взялся за «Трейнспоттинг». Он говорит: «Вы не представляете себе, я 20 лет живу, я чего только ни сделал, и каждый раз, когда я даю кому-то интервью или общаюсь с какими-то фанатами…»

В.КОЛОСОВА:  Все спрашивают, будет ли продолжение.

А.ДОЛИН:  Где второй «На игле». Есть еще одна проблема дополнительная. Ирвин Уэлш выдающийся писатель, я даже, наверное, позволил бы себе сказать мерзкое слово «великий», не очень хорошо переведенный на русский, хотя сам «На игле» переводился хорошо, по-моему, его Кормильцев переводил. Так вот, он написал продолжение своего первого «Трейнспоттинга», тоже примерно 15 лет спустя, называлось «Порно» про то, как эти же герои воссоединяются, чтобы снимать порнофильм. И это был тоже хуже роман, но хороший роман.

Эти персонажи, они же четыре мушкетера, должно быть какое-то «20 лет спустя». То есть это напрашивалось. Все актеры живы-здоровы, у каждого, даже у МакГрегора, который уже джедая отыграл, кого он только не играл, у них у всех все равно вот таким клеймом, как на Траволте с Сэмюэлем Л. Джексоном «Криминальное чтиво», на них вот этот «Трейнспоттинг» висит. И они все смирились с неизбежным. Это неизбежно шло снаружи, как давление ото всех, и шло изнутри, как то, с чего их карьеры у всех начинались.

У Бойла это был второй фильм, у МакГрегора это был, по-моему, второй фильм. Они начинали с этого. Тем более что была дополнительная история, которую не все знают, после следующего фильма менее обычная жизнь не очень успешного в прокате следующего фильма Бойла, где снимался МакГрегор, у Бойла было предложение снимать большое кино, это был фильм «Пляж», и он взял туда не МакГрегора, а Леонардо Ди Каприо в главной роли. И они с МакГрегором чудовищно рассорились, они почти 20 лет не разговаривали. И это был момент такого воссоединения.

А в чем штука, если кто помнит, чем закончилась первая «На игле», ну, это, простите, спойлер для тех, кто не смотрел фильм 20 лет назад, тем, что Рентон, один из четверых героев, которого играет МакГрегор, он кидает своих троих друзей и сбегает с сумкой с их общими деньгами в Амстердам от них, чтобы начать новую жизнь. И этот момент предательства и воссоединения, конечно, он в новом фильме тоже присутствует. То есть это получилось, что когда они начинали это все, они экранизировали классную книжку, а сегодня они снимают фильм, который является частью их жизни, это гораздо более личный для них фильм.

П.ФАДЕЕВ:  Я вот не знаю, как у него получилось, и вообще, что в сценарии, но я, если бы брался за такое продолжение, я бы сделал такую короткометражку, и она была бы очень грустной. Вот эти четыре обкурка, которые удолбились все 90-е и так далее, попадают в 2017 год и заходят в заведение, и там сидят такие вот эти…

В.КОЛОСОВА:  Хипстеры.

П.ФАДЕЕВ:  Да, которые подстригают себе бородки, и пью так смузи, и смотрят на них, как на пап, которые пришли за ребенком. И они грустно кончают жизнь самоубийством, потому что вот эта вялая слякоть, которая теперь…

А.ДОЛИН:  Опять, как спойлер, на правах спойлера, самоубийством никто из них не кончает почти.

В.КОЛОСОВА:  Почти.

А.ДОЛИН:  Да, ну, потому что я не хочу раскрывать все сюжетные подробности. Но все примерно по настроению так и есть. Тот фильм кипел абсолютно неполиткорректной, зверской такой энергией, энергией, на самом деле, зла, потому что это была наркотическая энергия, эгоистическая энергия, энергия предательства, смерти, там умирали по их вине люди, а они продолжали веселиться и прикалываться. И этот фильм, чем ты становишься старше, его пересматриваешь и вспоминаешь, тем он становится ужаснее, первый. И второй фильм, он по контрасту бесконечно ностальгический. То есть это и бесконечно грустное, печальное кино, в котором нет ничего ревизионистского, ничего революционного, потому что им всем уже по 45.

П.ФАДЕЕВ:  Вот у меня, кстати, с Бойлом, которого я очень ценю…

А.ДОЛИН:  У него не все фильмы равно хорошие, но режиссер хороший.

П.ФАДЕЕВ:  Человек талантливый, безусловно. И Тарантино, какая-то вот такая история. То ли у меня какая-то врожденная ненависть к культу чего бы то ни было, личности или фильма, и так далее. Вот мне первые заметные фильмы, не столь заметные, как вторые, у Тарантино и у Бойла нравятся гораздо больше, чем «Трейнспоттинг» и «Pulp Fiction».

А.ДОЛИН:  Да, «Неглубокая могила» замечательный фильм.

П.ФАДЕЕВ:  То есть «Неглубокая могила» и «Бешеные псы» мне нравятся гораздо больше, чем…

А.ДОЛИН:  Ну, у меня нет этого больше, меньше, я люблю те фильмы, но, безусловно, и «Бешеные псы», и «Неглубокая могила» замечательные бесспорно. В общем, вторая часть безупречно сделана формально, с огромным количеством, но не чрезмерным количеством отсылок и цитат из первого фильма. Они есть напоминающие, но фильм на них не паразитирует.

В.КОЛОСОВА:  Но пересмотреть первую часть все-таки стоит.

А.ДОЛИН:  Стоит.

П.ФАДЕЕВ:  Я уже ничего не помню из первой.

В.КОЛОСОВА:  Я помню только атмосферу.

А.ДОЛИН:  Стоит пересмотреть.

П.ФАДЕЕВ:  Я только помню, как Карлайл кидал кружку назад.

А.ДОЛИН:  Стоит посмотреть, но фильм вам напомнит о том. Все четверо тут, Юэн Бремнер, разумеется, Роберт Карлайл в роли Бегби, Юэн МакГрегор, Джонни Ли Миллер, они все здесь и возникает, правда, в небольшой роли Келли Макдоналд замечательная, игравшая там девушку Рентона. Есть новая героиня, она гёрлфренд вот этого самого психа, сыгранного Джонни Ли Миллером, болгарская проститутка по сюжету, играет болгарская актриса Анжела Недялкова, это единственная молодая героиня фильма. Кстати говоря, совершенно отличная, которая как раз критически, с неким ужасом смотрит на этих четверых кретинов, которым уже под 50, они уже седые, но такие же идиоты, как и раньше, дуются в видеоигры, болеют за футбол, слушают рок-н-ролл и абсолютно не повзрослели, в этом суть. Но не повзрослели, не значит, что в фильме ничего не изменилось. В общем, я скажу еще о нем пару слов, видимо, уже после новостей.

В.КОЛОСОВА:  О новинках мы не договорили, еще что-то ты скажешь про «Трейнспоттинг»?

П.ФАДЕЕВ:  Ты еще не рассказал сюжет «Трейнспоттинга», чтобы у людей пропало желание идти, пусть они посмотрят его по твоему рассказу.

А.ДОЛИН:  Никакого сюжета рассказывать не буду. Сказал, все четверо актеров здесь же, саундтрек по-прежнему отличный.

П.ФАДЕЕВ:  Так и всем уже под полтинник, да?

А.ДОЛИН:  Им, ну, за 40, а не под полтинник. Им тогда было 20 плюс немножко, сейчас им 40 плюс, 20 лет прошло. Очень хороший саундтрек, хороший, неожиданный сюжет, который не сразу из этого всего вылупляется, и очень неожиданная классная линия вот этого персонажа, которого по-английски зовут Спад, а по-русски его переводят то Обрубок, то Кочерыжка, то там еще как-то, которого Юэн Бремнер играет, который наиболее из них добродушный и беззащитный.

Вообще, мне кажется, что здесь у них получилось лучше с балансом между четырьмя персонажами. То есть действительно у каждого из них есть своя история, свой сюжет, все-таки тот фильм был больше про Рентона, героя рассказчика Юэна МакГрегора. И не ждите, конечно, что это будет фильм, который совершит какую-то революцию. Это фильм, чтобы вам, поклонники первого фильма, было хорошо и грустно, вот он для чего, на самом деле, прежде всего. Но это не какой-то фан-арт, что вот сделали, что они вчетвером встретились и все сразу: «У, они вчетвером встретились!», нет, это кино, настоящее кино, с отличной операторской работой, не тривиальным сценарием, несколько сцен совершенно вообще блестящие, как отдельные какие-то микро-короткометражки, все, больше ничего не буду говорить. Ну, скажу очевидную вещь, что это фильм, конечно, о кризисе среднего возраста. Понятно, что если им за 40, то они испытывают теперь его, а не вот эти молодежные проблемы, которые были там.

Еще две картины, о которых я расскажу, выходящие на этой неделе. Ну, во-первых, картина, которая более широко выходит, вышла уже, чем «Трейнспоттинг», это «Конг: Остров черепа». Ну, вот это тот случай, когда, не поймите меня неправильно, я очень не люблю оказываться в позиции такого сноба, который ругает блокбастер просто за то, что их снимают за 200 миллионов и типа для тупого быдла, я не считаю, что они тупые, что снимаются для быдла, вообще ни в какое быдло не верю, в его существование. Я люблю хорошие блокбастеры, но «Конг: Остров черепа», на мой взгляд, это классический пример фильма, сделанного то ли глупыми людьми, то ли циничными людьми и именно для глупых.

В.КОЛОСОВА:  Картинка красивая, не знаю.

А.ДОЛИН:  Да, фильм очень эффектный, логика автора, некто режиссер Джордан Вот-Робертс. Кстати, режиссер Джордан Вот-Робертс, предлагаю всем посмотреть на его лицо, у него выдающаяся внешность.

В.КОЛОСОВА:  Ты меня заинтриговал.

П.ФАДЕЕВ:  Это про Кинг-Конга, да?

А.ДОЛИН:  Да. За одну внешность этого человека надо было брать режиссером.

П.ФАДЕЕВ:  Ну, скажи, там хотя бы еще обезьяна или там жираф? Чтобы новых зрителей получить для этого.

А.ДОЛИН:  Кинг-Конг, понимаете, в чем дело, ведь есть два Кинг-Конга. Есть Кинг-Конг из «Кинг-Конга» 1933 года, 1976 года и, не помню, 2000 какого-то года Питера Джексона. Это огромная обезьяна, живущая на этом острове, влюбленная в блондинку, которая туда попадает, и погибающая от этой любви, да, мы все знаем эту историю. И есть Кинг-Конг в многочисленных продолжениях, условно говоря, Кинг-Конг из фильма «Кинг-Конг против Годзиллы». Это Кинг-Конг из фильмов класса «Б», где это просто здоровая обезьяна, которая мочит других чудовищ, а они мочат его, и весь фильм они этим занимаются.

П.ФАДЕЕВ:  Я выдыхаю, пока обезьяна еще. Но ждите, через три года будет белка Кинг-Конг.

В.КОЛОСОВА:  А чего, симпатичный мужчина, но с очень большой растительностью на лице.

А.ДОЛИН:  Да, у него борода выдающаяся.

В.КОЛОСОВА:  Да, но без бороды он очень красивый.

А.ДОЛИН:  Я не сказал, что он некрасивый, я сказал, что он выдающийся внешне, я имел в виду именно потрясающую бороду. Ни о какой красоте не говорил.

П.ФАДЕЕВ:  Нормально, да. Похож на какого-то индуса такого.

А.ДОЛИН:  Даже не индуса. Но, если индуса, то из какой-то «Рамаяны», вот такого какого-то.

П.ФАДЕЕВ:  Распутина ему играть.

А.ДОЛИН:  Но он не актер. Короче говоря, «Конг: Остров Черепа» снят за 200 примерно миллионов долларов. Это фильм про то, как большой остров…

П.ФАДЕЕВ:  За 200 миллионов долларов?

А.ДОЛИН:  Ну, около того.

П.ФАДЕЕВ:  Смешные деньги.

А.ДОЛИН:  Про то, как есть большой остров и на нем есть много чудищ, и все чудища все время друг друга едят и убивают. Все это сделано на фоне невероятно красивых пейзажей. Чудовища, разумеется, нарисованы за такие-то деньги очень профессионально. И зачем-то там копошатся людишки, причем не какие-то, а выдающиеся артисты Сэмюэл Л. Джексон, прошлогодний лауреат «Оскара» Бри Ларсон, Том Хиддлстон, Джон Гудман, Джон С. Райли, им всем нечего играть. Они ходят с растерянным видом, пока некоторых из них не съедают чудовища, а другие чудовища пытаются мешать тем чудовищам их съесть. Это действительно фильм, такой фильм-скринсейвер, только для IMAX экрана.

Сценарий там просто, ну, даже не на двойку, а на ноль. Актерская игра этих прекрасных артистов невыносима ужасная. Скучно развивается интрига, это ничего не сказать, насколько она унылая, потому что они реально весь фильм, два часа они пересекают остров. В конце они его пересекли, и фильм на этом кончается. Но по ходу дела все друг друга едят. И нарочно они или нет, дали всем участникам кроме художника по монстрам отдохнуть, я не знаю, было это замыслом или нет. Конечно, на мой взгляд, это с прекрасной, глубокой, тонкой, кинематографически цитатной сказкой Питера Джексона сравнить никак невозможно, кроме как технически, обезьяна стала еще обезьянистее, еще мощнее, это да.

Еще этот Джордан Вот-Робертс абсолютно тащится и это просто видно по фильму, почему при этом он снимает «Кинг-Конга», от вьетнамских боевиков, поэтому там все, при этом действие произведено в 1970-е, они всем там в камуфляже и любят запах напалма по утрам и все время летят в красном закатном свете вертолеты, а Кинг-Конг их сбивает одной левой, как в «Апокалипсисе Now», и «Взводе», и вот сплошь и рядом там эти «Апокалипсис Now» и «Взвод». На мой взгляд, это неуместное партнерство двух совершенно разных кинематографических традиций, но оно здесь есть, может быть, для кого-то это будет классно. То есть, я уверен, что у этого фильма будут свои поклонники, тем более что это не просто фильм, на самом деле, это будущая франшиза, то есть уже делают «Годзиллу», то есть будет фильм про Годзиллу, ее встрече с Кинг-Конгом, и еще будут фильмы, конечно, все при условии того, что «Остров черепа» не провалится в прокате.

П.ФАДЕЕВ:  Я считаю, что единственный критерий фильма про Кинг-Конга, это, если ты плачешь в конце или не плачешь, когда тебе жалко этого несчастного умирающего обезьяна. Я помню, когда был фильм с Джессикой Лэнг, там как-то все плакали.

А.ДОЛИН:  А фильм 1930-х годов, по-моему, он был гениальный, невозможно не заплакать. Там эффекты кажутся мультипликационными сегодня, ты его смотришь, и испытывали все те же самые чувства. Когда говорят, что чудовище убила любовь в конце, это одна из великих фраз в истории кино, таких, которые, ну, должны быть высечены в граните, как «быть или не быть», на самом деле. Тут этого нет совсем, это вообще про другое, это действительно про мальчишек, которые любят компьютерные игры, для них. Ну, ничего плохого в это не вкладываю, просто я не принадлежу к их числу.

Так, дальше на этой неделе выходит еще фильм совершенно пустяшный, и я о нем рассказываю, скорее, в процессе предостережения, не потому что он так чудовищен, а потому что у него обманное название. Он называется «Ночь в Париже». И даже его прокатчики, ну, что им остается, говорят: «Да, это вот в духе «Полночи в Париже» Вуди Аллена. Это случайное совпадение названия, оригинальное название французское другое, это французская комедия, называется «Открыто круглосуточно». Это комедия французская, это, скорее, попытка малобюджетного самодеятельность французского «Бёрдмэна».

Это история директора театра накануне премьеры, как он проживает сутки перед премьерой. Там тоже есть огромная обезьяна, потому что сюжет о том, что режиссер этой премьеры это японец, который разговаривает с миром через переводчицу, и который требует накануне премьеры, чтобы у него на сцене был не человек в костюме шимпанзе, с которым он репетировал, а живая обезьяна. И директор театра отправляется ночью в Париже искать живую обезьяну, вот, про что этот фильм.

В.КОЛОСОВА:  А Одри Тоту играет переводчицу?

А.ДОЛИН:  Одри Тоту играет директрису рядом с этим директором, она более здравомыслящая, а он, он же режиссер фильма и исполнитель главной роли Эдуард Баэр, это очень популярный во Франции комик. Ну, действительно его очень любят, стендап комик такой, у нас его, разумеется, знают очень плохо.