— Существует версия, что появлению в нашей жизни метрополитена мы обязаны так называемому корабельному червю. Это такой моллюск, который протачивает ходы в древесине с помощью модифицированной раковины. По легенде именно он стал прототипом инженерного сооружения под названием проходческий щит, которое применяется как раз для строительства тоннелей различного назначения, в том числе и для метро.
— Идея разработки проходческого щита принадлежит британскому инженеру Марку Брюнелю. Свое изобретение он представил миру в 1814 году.
— Проходческий щит представлял из себя каркас квадратной формы, который удерживал грунт от обрушения во время проведения работ по прокладыванию тоннеля.
— Первый тоннель с помощью проходческого щита был проложен под рекой Темзой. Строили его в общей сложности 18 лет. И он был пешеходным.
— Первый метрополитен был построен в Лондоне в 1863 году.

Существует несколько методов строительства тоннелей для метро.
Траншейный (Берлинский) метод – выкапывается траншея на глубину самого тоннеля. В нем устанавливаются стенки и рельсы. После чего он закрывается кирпичными сводами и засыпается землей. Таким образом поезда ходят непосредственно под улицами, повторяя их очертания. Это создает дополнительные трудности при строительстве. Кроме того есть и еще один существенный недостаток этого метода: улица, где проходят работы, перекрывается на несколько лет, и по ней невозможно ездить.
berlin
Парижский метод – тоннель прокладывается без раскапывания поверхности земли. Заглубляется шахта, от нее выходит несколько штолен в горизонтальном направлении. Эти штольни потом соединяются друг с другом и превращаются в единый тоннель. Таким образом была решена проблема, когда приходилось перекапывать всю улицу, но остался вопрос строительства тоннелей под домами. Этот способ, как и траншейный, не предусматривает такую возможность из-за недостаточной глубины заложения.
paris
Лондонский метод – способ прокладывания тоннеля глубокого заложения. При строительстве используется проходческий щит более совершенный, чем первый щит у Марка Брюнеля. Он представляет собой огромный чугунный цилиндр, который держит на себе давление грунта. Щит поделен на 9 секций, в которых находятся рабочие. Позади щита идет тюбингоукладчик, который сооружает кольцо тоннеля. Современные проходческие щиты в отличие от первых сооружений исключают человеческий труд: они с помощью специального ротора «проходят» тоннели самостоятельно.
london