Режиссер, преподаватель, актер, теоретик советского кино, Лев Владимирович Кулешов родился 13 января 1899 года в Тамбове в семье разоренного помещика. Его мать была учителем русского языка, а отец закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором позднее учился и Лев Кулешов.
Лев Кулешов изучал основы композиции, колористку, пробовал работать с освещением, но училище так и не закончил. По словам режиссера, училище не оставляло в нем глубоких следов, а доучиваться Льву пришлось уже в жизни.
Его Величество Случай привел в кинематограф, который и стал жизнью режиссера.
Немного из жизни теоретика советского кино
Свою первую научную работу о роли художника в кино Лев Кулешов опубликовал в 18 лет. Тогда он работал на кинофабрике – помогал с декорациями. Именно благодаря этой работе Кулешов оказался в кино – режиссер Евгений Бауэр уговорил юношу сняться в нескольких фильмах.
Работы Бауэра восхищали юного Кулешова: режиссер по многу раз репетировал сцены перед съемками, подбирал пышные декорации, использовал необычные ракурсы и продумывал мизансцены. По мнению Кулешова другие картины того времени снимались «цинично и антихудожественно»: режиссеры рассказывали актерам, как им действовать в кадре, прямо во время съемок. Тогда Лев Кулешов решил, что хочет снимать новые картины – динамичные и острые.
Первой широко известной картиной режиссера стал фильм о двух конкурирующих электростанциях – «Проект инженера Прайта». Съемки проходили не в студии, а на настоящей электростанции – это первое новшество, которое внес Кулешов в кино. Зритель крупным планом увидел, как сложная техника органично вплетается в художественный замысел фильма.
Во время Гражданской войны Кулешов руководил документальными съемками на полях сражений. Тогда он начал свои эксперименты с монтажом: комбинируя кадры, он привносил в отснятые сцены дополнительные смыслы и эмоции. Там же Лев Кулешов учил операторов снимать с оглядкой на будущий монтаж.
После окончания Гражданской войны преимущественно занимался педагогической деятельностью во ВГИКе, однако не забрасывал и кинематограф. В 1920-30-е годы Кулешов стал режиссером 15 картин, среди которых самые известные его фильмы: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926, по рассказу Дж. Лондона «Неожиданное»), «Великий утешитель» (1933, по мотивам биографии О. Генри). Фильмы Льва Кулешова отличаются напряженностью сюжета и остротой рисунка ролей.
Лев Кулешов стал автором исследований теории и практики киноискусства и в 1929 году опубликовал книгу «Искусство кино», в которой описал свои открытия в области монтажа.
«Эффект Кулешова». Два независимых кадра, составленные друг с другом, рождают третий смысл. Этот эффект до сих пор изучается во всех кинематографических школах мира и широко применяется в кинематографе.
«Географический эксперимент Кулешова». При правильной организации и направленности действий актеров в соседних кадрах монтаж создает иллюзию единого пространства и непрерывности действия.
Книга-учебник «Основы кинорежиссуры» также принадлежит Льву Кулешову. Она была переведена на многие языки, начинающие кинематографисты использовали ее как «азбуку практики и теории кинематографа». За публикацию этой книги Кулешов получил степень доктора наук.
До конца своей жизни Лев Кулешов писал учебные пособия и мемуары.