Открывается Московский фестиваль, он 39-й по счету, и он переполнен самыми разными программами и фильмами. Московский фестиваль это абсолютно всегда огромная панорама фильмов с других фестивалей, которые в прокат наш не выйдут, или выйдут очень не скоро, которых нет никакого шанса иначе посмотреть, во всяком случае, не на мониторе компьютера, а легально на большом экране.

Как всегда конкурс состоит из каких-то «котов в мешке» тотальных. Я говорю о «котах в мешке» не случайно, потому что единственный фильм, про который ясно, что его обязательно надо смотреть и точно на него идти, я вот всем это рекомендую купить билет, тем более что это первый зал «Октября» и билетов должно быть много, это фильм «Мешок без дна».

1. «Мешок без дна» Рустама Хамдамова

Это фильм новый, сделанный Рустамом Хамдамовым. Рустам Хамдамов абсолютно культовая личность, человек, который сделал, тем не менее, в своей жизни всего несколько картин, между ними какие-то десятилетия пролегают. Он действительно режиссер-легенда. И эта его картина, у которой была долгая сложная судьба, где в ролях такие люди, как Сергей Колтаков и Светлана Немоляева, с другой стороны Андрей Кузичев и Кирилл Плетнёв, и молодой Евгений Ткачук, и Анна Михалкова, и есть Алла Демидова, между прочим, это русифицированная версия знаменитой новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще», из которой когда-то сделали фильм «Расёмон». Ну, понятно, что ничего общего наверняка нет. И для тех, кто интересуется кино, как искусством, как артом, конечно, Хамдамов обязателен к просмотру.

2. «Карп отмороженный» Владимира Котта

Картина интересна тем, что там первую за, черт знает, сколько лет большую центральную роль сыграла Марина Неёлова. Мы же знаем, какая она великая и прекрасная актриса. Там женщина пожилая, которая узнает, что она скоро умрет, и хочет для своего сына упростить решение всех проблем, и сама для себя начинает готовить гроб, в него ложится заранее. Это то, что я знаю в качестве завязки. Кстати говоря, я сказал про Марину Неёлову, это правда, что фильм интересен, наверное, прежде всего, ее главной ролью, но, вообще-то говоря, в других ролях Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Сергей Пускепалис, Александр Баширов. Ну, то есть причины даже для тех, кому Неёлова пустой звук, есть, наверное, и такие люди, сходить все равно на эту картину.

Программа «8 1/2 фильмов», которую делает Петр Шепотинник. В ней, ну, наверное, я на первое место среди всех фильмов поставил бы картину

1. «Женщина, которая ушла»

Это тот самый безумный фильм, о котором я рассказывал вам еще в сентябре, который победил на Венецианском фестивале. Черно-белая картина, три с половиной часа, по мотивам новеллы Льва Толстого, сделанная филиппинским режиссером Лавом Диасом. Действие новеллы Толстого перенесено, разумеется, в современные Филиппины. Черно-белое, странное, совершенно не какое-то там бессюжетное и эзотерическое, а человеческое, увлекательное психологическое действо, сделанное в его совершенно специфическом особенном стиле.

«Женщина, которая ушла». Тем, кто ищет непохожего, нетипичного кино. Обязательно сходите именно на нее. Из всех фильмов Московского фестиваля выберите этот, если вы никогда особенно не смотрели Лава Диаса.

2. «Детство Жанны д’Арк»

Еще один фильм для любителей диковинок. Звучит очень скучно, но это не скучно. Это Брюно Дюмон, один из самых радикальных французских режиссеров. Эта картина сделана с непрофессиональными актерами и актрисами. Это хард-рок мюзикл про детство Жанны д’Арк. Это Жанна д’Арк до того, как она стала Жанной д’Арк. И, наверное, это первый и единственный фильм в истории, которая про Жанну д’Арк с хэппи-эндом. Потому что она заканчивается не тем, как ее сжигают на костре, а тем, как она отправляется спасать Францию, и все мы, в общем, знаем, что она спасет. После того, как она с ангелами, монахинями и так далее отплясывала канкан, пела и танцевала. Ну, в общем, это сумасшедшее зрелище для людей, готовых ко всему в кино, и такое тоже, согласитесь, не каждый день увидишь.

3. «Смерть Людовика XIV». Альберт Серра

Еще один необычный фильм. Это каталонский режиссер, знаменитый испанец, он делает тоже довольно экспериментальное кино. Это, наверное, наименее экспериментальный его фильм. Это история умирания короля Людовика XIV, которого сыграл Жан-Пьер Лео, величайший артист, тот самый, который сыграл когда-то главную роль в «Четырехстах ударах» Франсуа Трюффо, который был любимцем Годара, любимцем Трюффо, звездой «новой волны», ну, такой иконой стиля в 1950-60-е годы. Сейчас он уже пожилой человек и играет вот эту вот роль. Фильм такой гиперреалистический, совершенно завораживающий, ну, и, конечно, не очень веселый, он рассказывает про умирание пожилого человека.

4. «Молодой Годар». Фильм Мишеля Хазанавичуса, режиссера «Артиста», «Агентов 117»

Освистанный в Каннах, абсолютно издевательский, антиавангардный, такая буффонная комедия про то, что Жан-Люк Годар был, на самом деле, таким дурачком самовлюбленным, лишенным чувства юмора и особенно самоиронии. Это история про то, как он снимал фильм «Китаянка». Но Луи Гаррель загримирован совершенно неузнаваемо под Годара очень смешно, Стэйси Мартин – красавица, которая играла молодую героиню в фильме «Нимфоманка», великолепные там, отличные и очень забавные эротические сцены. Вообще фильм сделан очень изысканно. Глобально весь этот проект, конечно, дурновкусием попахивает, но в остальном «Молодой Годар» это интересное зрелище даже для тех, кому он не понравится.

5. «Сеть»

Новый фильм Ким Ки Дука, корейский соответственно. Он не очень мне нравится, но сюжет там интересный. Он про северокорейского рыбака, у которого в сети его запутался мотор лодки и ветер его отнес, а это были пограничные воды, в Южную Корею. Ну, это не комедия, ну, и не то, что какая-то такая трагедия.

6. «Жизнь»

Великолепно сделанный фильм. Драма, жесткая драма. Это Стефан Бризе, французский режиссер. Экранизация романа Ги де Мопассана. Те, кто читал, знают, что это абсолютно безнадежная история одной женщины, которую обманывал нелюбимый муж, у которой вообще трудная была жизнь, трудная, но обычная. Фильм очень здорово сделан. Это прекрасная организация. Фильм получил приз ФИПРЕССИ, кстати говоря, на Венецианском фестивале прошлогоднем.

Программа Андрея Плахова «Эйфория окраины»

1. «О теле и душе»

Это, прежде всего, фильм, победивший на Берлинском фестивале. Венгерская история про двух одиноких людей, сухорукий директор фабрики и аудитор, приехавшая туда. Они одинокие люди, и все разворачивается в декорациях реальной скотобойни в Будапеште. А потом выясняется, что двое главных героев видят один сон, сон на двоих, в котором они превращаются в оленей и бродят по заснеженному лесу. Очень поэтичная, на самом деле, очень забавная, и в то же время и драматичная история любви, совершенно не стандартная. Это «Золотой медведь» в Берлине, приз ФИПРЕССИ в Берлине, приз читателей какой-то там газеты в Берлине, и приз публики, по-моему, тоже в Берлине. То есть это вообще все разные жюри совпали и наградили эту картину. Она блестящая.

2. «По ту сторону надежды»

Новый фильм Аки Каурисмяки, одиссея сирийского беженца в современных Хельсинки. И весело, и грустно, и реалистично, и абсолютно сказочно. Декорации ресторанов в Хельсинки, рестораны с несъедобной едой, как всегда у Каурисмяки, и этот благородный сириец, за которым гоняются бюрократы, с одной стороны, и скинхеды, с другой стороны, вот в современной Европе. Очень много смешного, очень много такого пронзительного, классический Каурисмяки.

3. «Послеобразы»
Это, извините меня, последний, снятый им перед смертью, фильм Анджея Вайды, по-моему, никакой дополнительной рекламы этому не нужно.

4. «Реквием по госпоже Ю»
Интересная история, кстати, продюсер Александр Роднянский. Это сербский фильм.

5. «След зверя»
Очень оригинальная картина Агнешки Холланд. Вы все знаете Агнешку Холланд хотя бы по фильму «Полное затмение» с Леонардо ДиКаприо, где он играл молодого Рембо. Агнешка Холланд – польский режиссер очень интересный, сотрудничавшая там. Эта картина хорошая. Это такой польский «Твин Пикс», где Твин Пикс, в котором следователем является дама с поленом, только она без полена. Это такая одинокая, живущая. Агнешка очень рекомендую. Это история расследования серий убийств, в которых вроде бы охотников убивают животные. Ну, такова детективная предпосылка картины, дальше начинается расследование.

«Фильмы, которых здесь не было» — это программа Стаса Тыркина, которую я тоже считаю очень интересной. Тут исключительно фильмы, не купленные для проката, и, вероятнее всего, до нас они все не доедут. Сам я собираюсь идти на фильмы:

1. «Последний из нас», это туниско-катарская картина молодого режиссера, которая получила приз «Лев будущего» на Венецианском фестивале, я там это пропустил.
2. «Фантастическая женщина» из того, что я видел. Это чилийский фильм о судьбе транссексуалки, потрясающе сыгранная, кстати говоря.
3. «Впусти солнце» своеобразная лирическая комедия режиссера Клер Дени, где главную роль играет Жюльет Бинош, и очень она здесь смешная, хорошая, она ищет сексуального партнера весь фильм, про это кино — «Впусти солнце».
4. «120 ударов в минуту» Мне этот фильм не очень нравится, я про него вам рассказывал. Это фильм, который в Каннах получил Гран-при, то есть второе место. Это фильм про ЛГБТ активистов, сражающихся, нет, благородное дело, они сражаются за популяризацию сведений об эпидемии СПИДа в 1990-х, когда в Европе говорили, что есть такая эпидемия, но помалкивали, каким путем она передается, какие риски заразиться, и, поэтому люди заражались и заражались. А эти люди, многие из которых были уже заражены, они врывались в школы в старшие классы, чтобы им рассказывать про это, и про предохранение, их оттуда гнали, разумеется. Врывались в медицинские лаборатории, говорили, что надо рассказывать людям об этом. На самом деле, фильм довольно скучный и прямолинейный, хотя очень качественно сделанный, но он на очень важную тему и в этом отношении он интересный.

Программа «Документального кино», где полным-полно прям хитовых документальных фильмов за весь год.

1. «Я не ваш негр». Из всех фильмов, я бы рекомендовал, прежде всего, именно его. Он номинировался на «Оскар». Режиссер Рауль Пек, и это фильм, на самом деле, об истории расизма. Интересная маленькая деталь, которую я к нему добавлю, кроме того, что там очень адекватно звучит музыка Кендрика Ламара, это то, что остальную музыку к фильму написал Алексей Айги, наш соотечественник, это, правда, классная картина, очень увлекательная, очень здорово сделанная.
2. Ретроспектива Евгения Юфита это фильм вот этого знаменитого легендарного некрореалиста. Всего его основные картины, в том числе, знаменитый фильм «Папа, умер Дед Мороз» и «Прямохождение» будут показаны на большом экране. По-моему, пропускать нельзя.
Я хочу обратить ваше внимание на старые ленты, которые будут показаны на большом экране, я всегда на это обращаю особенное внимание
1. «Обыкновенный фашизм», ее будут показывать в зале Третьяковки, просто сводите своих детей вот 23 числа уже, в 4 часа дня. Мне кажется, всем полезно это увидеть, в том числе, на большом экране.
2. Фильмы Андрея Кончаловского на большом экране, опять же, восстановленные хорошие копии. И недавние «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», и, например, суперклассическая его лента, думаю, что многие, наверное, ее даже не видели, с Леонидом Кулагиным и Ириной Купченко в главных ролях «Дворянское гнездо» по Тургеневу. По-моему, прекрасная картина. И также покажут «Сибириаду», «Первого учителя», «Рай», «Курочку Рябу» и «Историю Аси Клячиной». Ну, и «Зеркало» Тарковского на большом экране, тоже я обратил бы на это отдельно ваше внимание.

Для тех, кому мало — впитывайте наставления Антона Долина на нашем основном портале