Нелюбовь — Режиссер Андрей Звягинцев, Россия, 2017

История супружеской пары в разгар тяжелого развода. Женя и Борис нашли новых партнеров и готовы начать жизнь сначала, даже если это означает отказ от 12-летнего сына Алёши. Увидев одну из их гадких ссор, Алёша исчезает.

Теснота — Режиссер Кантемир Балагов, Россия, 2017

1998 год, Нальчик. В еврейской семье беда: младший сын и его невеста не приходят домой, а утром приходит записка с требованием выкупа. Сумма так велика, что семья вынуждена не только продать свой небольшой бизнес, но и обратиться за помощью к соплеменникам.

Хэппи-энд — Режиссер Михаэль Ханеке, Франция, Германия, Австрия, 2017

Драматическая история об обеспеченной французской семье, которая живет в портовом городе Кале и не ведает о бедствиях мигрантов, ютящихся в лагерях недалеко от их дома. Но это неведение, как и спокойная жизнь богачей, рано или поздно подойдет к концу.

Мир, полный чудес — Режиссер Тодд Хейнс, США, 2017

История Бена и Роуз, которые живут в разные эпохи и не могут смириться с окружающим их миром. Бен мечтает найти своего отца, а мысли Роуз заняты загадочной актрисой. Однажды судьба толкает их на поиски того самого недостающего их жизни элемента.

«Двойной любовник», реж. Франсуа Озон
Молодая и хрупкая Хлоя начинает посещать психиатра Поля, чтобы вылечиться от депрессии. Через несколько месяцев общения они становятся любовниками, но оказывается, что ее новый возлюбленный скрыл от нее важную часть своей жизни.

«Окча», реж. Пон Чжун Хо

Один из самых интригующих фантастических проектов года от корейского выдумщика Пон Чжун Хо, известного фильмами «Сквозь снег» и «Мать». В фильме будет таинственный зверь по имени Окча, милая корейская девочка, странные звериные перевоплощения и актеры Тильда Суинтон, Пол Дано и Джейк Джилленхол в самых причудливых образах. Фильм, созданный при поддержке Netflix, впервые участвует в конкурсе Канн — историческое событие.

«Истории семьи Майровиц», реж. Ной Баумбах

Не особенно дружная семья собирается все же вместе в честь мероприятия: отметить творческую деятельность главы семейства.

«Хорошее время» , реж. Бен Сэфди, Джошуа Сэфди

История о грабителе банков Конни, который отчаянно уходит от погони, но с каждым шагом свободного пространства вокруг него становится все меньше и меньше.

***

 

В.КОЛОСОВА: Антон, а у тебя сколько фотографий на лестнице в Каннах?

А.ДОЛИН: Очень мало за все. Это будет мой 19-й фестиваль, я, может быть, два раза всего…

П.ФАДЕЕВ: И то полиция выводит, скручивает.

В.КОЛОСОВА: И когда лицом в ладони.

А.ДОЛИН: Нет, я совершенно не сторонник этих всяких селфи и прочего. Ну, иногда где-то можно сделать, я не то, что такой пурист, что это все нельзя, но я туда приезжаю не себя наблюдать в Каннах, а все-таки других смотреть и кино, и прочее.

В.КОЛОСОВА: Убедил.

П.ФАДЕЕВ: Мы в этом году представлены как-то серьезно на Каннском фестивале?

А.ДОЛИН: Более, чем. Я прежде, чем сказать про нашу представленность, сейчас обязательно скажу, хочу сказать вот, что. Очень многие заранее кусали локти, ненавидели всех едущих в Канны, потому что в Каннах, ну, это было как бы понятно, а потом объявлено, премьера первых двух серий «Твин Пикса» нового Дэвида Линча.

В.КОЛОСОВА: Сейчас все кинулись, прости, пожалуйста, пересматривать первый сезон.

А.ДОЛИН: Ну, естественно, многие двадцать лет не смотрели.

П.ФАДЕЕВ: Только, пожалуйста, на одном канале, не будем называть, каком, показывают чудовищно дублированный, чудовищно. Во-первых, я ненавижу, когда ты не слышишь голосов актеров вообще.

А.ДОЛИН: Ну, «Амедиатека» выпустила с субтитрами, пусть благословят их небеса, так что можно смотреть в оригинальном звуке, и так же будет и новый сезон у них. Так вот, я хочу сказать другое, что, во-первых, вы можете перестать завидовать всем каннским гостям и завсегдатаям, потому что, конечно, там у нас будет съемочная группа, Линч с актерами и, конечно, посмотреть на них хотя бы издалека это дорогого стоит, ну, и вы это увидите хоть в телевизорах или в компьютерах. Однако показ в Каннах будет на три дня позже, чем премьера в телевизоре, которую вы увидите здесь. Мы ее там в телевизоре не увидим, мы там будем сидеть, смотреть кино и получается, что мы отстанем от…

П.ФАДЕЕВ: Она не общемировая телевизионная?

А.ДОЛИН: Общемировая, но не бесплатная, а подписная. У меня во Франции не будет там телевизора с подписным каналом, где я могу…

П.ФАДЕЕВ: Ну, ты к кому-нибудь прилипни там.

В.КОЛОСОВА: А у нас здесь будет возможность?

А.ДОЛИН: Да я в кино там сижу. Нет, здесь будет, конечно, здесь показывает «Амедиатека», купила и показывает, и ТВ3 что ли, кто-то из каналов тоже будет показывать, так что здесь будет.

Так вот, это не все. У вас есть возможность к этому подготовиться, потому что одновременно с выходом телевизионного нового «Твин Пикса» в кинотеатрах выпускают ограниченно, разумеется, сверхорганиченным тиражом, что-то будет вообще один раз показываться, что-то там два-три раза показываться, три старых фильма Линча на большом экране. Это очень здорово, на мой взгляд. И самое, конечно, крутое не то, что будет показан полнометражный «Твин Пикс: Сквозь огонь», во-первых, это не лучший фильм Линча, во-вторых, он все-таки дополнение для тех, кто уже изучил сериал, иначе было почти бессмысленно смотреть. Не то, что будет показан фильм «Шоссе в никуда», который у нас в России, конечно, шел, но это был 1997 год, и почти не было никакого проката как такового, я его смотрел, как сейчас помню, в Доме кино в Москве, то есть мало, где он шел. И все-таки на большом экране увидеть эту довольно шедевральную картину это очень круто.

Но самое крутое, конечно, то, что фильм, который никогда в России не показывался, на большом экране выпускается, и это действительно в идеальном качестве, с субтитрами, все как положено, это дебют Линча «Голова-ластик». Фильм 1977 года, фильм, сделанный им за свои деньги со своими друзьями, который он снимал, работал днем, а ночами снимал, подсвечивая темные улицы, чтобы сделать вид, что это день, черно-белая странная сюрреалистически необъяснимая картина, до сих пор Линч отказывается ее объяснять. Единственный фильм, о котором Стэнли Кубрик сказал: «Как жаль, что не я сделал этот фильм». Фильм, который, собственно говоря, сделал карьеру Линчу, к тому моменту независимому художнику, живописцу, который вообще еще не знал, будет ли он заниматься кино. И это его первая картина, она, где впервые появился вот этот вот пол, занавески и прочее, все, что потом мы в «Твин Пиксе» и в других картинах видели.

В общем, «Голова-ластик» это совершенно необъяснимая и очень странная картина, безусловно, шедевр Линча. То, что она будет на большом экране — это крутизна.

В.КОЛОСОВА: Пишут, что в Питере уже идет.

А.ДОЛИН: Да, ну, передайте Питеру от нас какой-то суперпривет. Надеюсь, что в Москве уже тоже это где-то есть. Я не знаю точных дат, но я думаю, что вы залезете в интернет и легко и их найдете. Я просто приветствую тех людей, которые не побоялись это выпустить, мне кажется, что это совершенно правильный подход.

Теперь к Каннскому фестивалю. Что можно сказать по этому поводу. Да, Россия в этом году удивительно представлена – три русских фильма в двух главных программах. Причем два из них в конкурсе. Два фильма в конкурсе русских были на моей памяти единственный раз, когда была, если я ничего не путаю, «Изгнание» Звягинцева и Александра Сокурова. И тогда получил только «Изгнание» приз за лучшую мужскую роль, но только, это тоже хорошо очень.

В этот раз это Звягинцев с фильмом «Нелюбовь», новая его драма, сделанная, кстати говоря, вместе с огромным количеством европейских продюсеров, в том числе, братья Дарденн в это вложились. Но фильм, в принципе, российский, главный его продюсер Александр Роднянский, сделанный без поддержки государства вообще.

Другой фильм, сделанный Сергеем Лозницей, режиссером, которого я продолжаю уверенно называть русским, хотя он не гражданин России, он живет в Берлине. Паспорт у него, по-моему, украинский, родился он когда-то в Белоруссии, учился он, впрочем, в Москве, работал в Петербурге, он такой космополит. Но все-таки мы часто рассказываем о нем, чаще о его документальных картинах, которые он много снимает.

Но фильм его новый под названием «Кроткая» я все-таки волей мне данной здесь в эфире считаю русским фильмом, потому что он сделан с русскими артистами из Екатеринбурга, потому что он на русском языке, потому что «Кроткая» это повесть Достоевского, на которой основан сюжет фильма, хотя там все перенесено в наши дни, все изменено, и все это позволяет считать это фильмом русской культуры. У него есть, конечно, он опять международный, но есть и русские продюсеры, в том числе.

П.ФАДЕЕВ: На каком языке сделан фильм, такой и фильм.

А.ДОЛИН: Я полностью с тобой согласен.

П.ФАДЕЕВ: На французском, значит, французский фильм.

А.ДОЛИН: Но бывает, что язык принадлежит сразу нескольким странам. Ну, в общем, в данном случае, мне кажется, слово русский, именно не российский, что относится к государству, а русский, что относится к нашей культуре, это слово более чем оправдано.

Наконец, фильм «Теснота», молодой режиссер Кантемир Балагов. Это его дебютный фильм, он участвует в «Особом взгляде», где в прошлом году был «Ученик» Серебренникова.

В.КОЛОСОВА: Эмигрант какой-то?

А.ДОЛИН: Он никакой не эмигрант, он ученик Сокурова из его Кабардино-Балкарской мастерской. И, как я понимаю, родом он из Нальчика, во всяком случае, действие фильма происходит в Нальчике. Это история еврейской семьи, где такие Ромео и Джульетта, видимо, мальчик и девочка из мусульманского и, наоборот, еврейского мира, которые вместе закрутили, и вот…

П.ФАДЕЕВ: Не скучно.

А.ДОЛИН: Одного из них похищают с требованием выкупа. Как я понимаю, это довольно жесткая картина. Ну, сам факт, что действие происходит в Нальчике в 1998 году, мне кажется, обещает много всяких веселых приключений.

П.ФАДЕЕВ: Во, накрутили.

В.КОЛОСОВА: Как еще раз скажи?

А.ДОЛИН: «Теснота» называется фильм.

В.КОЛОСОВА: Нет, автора.

А.ДОЛИН: Балагов Кантемир. Это дебют, молодой режиссер, я ничего о нем не знаю, я просто объясню всем, кто не знает, что приглашение в фестиваль такой, как Каннский дебютанта в одну из основных программ это вообще круто. А когда квота так называемая русская уже занята двумя маститыми режиссерами в основном конкурсе, после этого все равно приглашают, причем я знаю, что параллельные Каннские программы как бы менее значительные — «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя критики», они бились за фильм, но отдали «Особому взгляду», который более важный. Все его хотели, поэтому, ну, это точно будет интересно. Понравится или нет другой вопрос, это точно будет интересно.

В.КОЛОСОВА: Ему 26 лет всего.

А.ДОЛИН: Ну, круто же. По-моему, это прямо вот отлично. Заранее за него болею и рад. Говорю, вот прямо даю зарок, даже если мне фильм не понравится, все равно сам факт то, что он туда попал и участвует, это прямо вот круто-круто.

Что еще нас ждет из интересного Каннского? Наверное, на первом месте по ожиданиям новый фильм Михаэля Ханеке «Хэппи-энд». Зная немножко творчество Ханеке, можно себе представить, что это глубоко ироническое название.

В.КОЛОСОВА: А мне кажется, ты рассказывал об этом фильме, нет?

А.ДОЛИН: Ну, я не мог о нем рассказывать, потому что я его еще не видел. Рассказывал, что, может быть, что он снимается. Фильм, где играет замечательный престарелый Жан-Луи Трентиньян, сыгравший уже великолепно в фильме «Любовь» у того же Ханеке, Изабель Юппер и Матьё Кассовиц, которого мы давно не видели на экране. Последняя его заметная роль была, собственно, в фильме «Амели» 15 лет назад. Прекрасный тоже артист и режиссер. Фильм о кризисе мигрантов в Европе, это все, что мне известно, все остальное мы узнаем там. Ну, он дважды лауреат «Золотой ветки», поэтому, конечно, трудно себе представить, что он получит третью, хотя, с другой стороны, всякое бывает.

Замечательный Фатих Акин, немецкий режиссер с новой картиной, драмой, как я понимаю. София Коппола многими любимая, ее новый фильм костюмный с Колином Фарреллом и Николь Кидман в России получил страшное прокатное название «Роковое искушение». Когда я его слышу, мне хочется вырыть себе могилу, лечь туда и самому закопаться обратно.

В.КОЛОСОВА: А в оригинале как?

А.ДОЛИН: «The Beguiled». Кто его знает, как это правильно переводится, но точно…

П.ФАДЕЕВ: Так же решили и прокатчики.

А.ДОЛИН: Именно, да.

В.КОЛОСОВА: Ну, подумаешь, будет «Роковое искушение».

А.ДОЛИН: Ну, вы смеетесь, думаете, что это смешно, на самом деле? По-моему, это ужас.

В.КОЛОСОВА: Слушай, хороший фильм, мне кажется, вряд ли это испортит.

А.ДОЛИН: Ну, ты, конечно, права, но просто привлечет недостаточное количество зрителей.

И еще один фильм, которого все очень ждут, это фильм Мишеля Хазанавичуса, автора «Артиста», очень хорошего комедиографа, он сделал фильм под названием «Устрашающий», это его правильный перевод. Но по-русски фильм выпустят как всегда под другим названием, фильм будет называться попросту «Молодой Годар». Это фильм о молодости и о влюбленности Жан-Люка Годара, которого играет Луи Гаррель, совершенно обезображенный гримом. Я думаю, это будет очень прикольно. Байопик Годара, учитывая, что он еще жив и здоров, это что-то такое совершенно неожиданное для современного кино.

В.КОЛОСОВА: Еще о чем мы должны сказать, Антон?

А.ДОЛИН: Ну, я хотел дорассказать немножко про Канны, потому что там полно, конечно, всего еще. Тодд Хейнс, один из моих любимых американских режиссеров, автор картины «Кэрол», «Вдали от рая» и многих других замечательных фильмов, сделал картину, название которой переводится у нас «Мир, полный чудес» — «Wonderstruck», ну, это в одно слово пишется и дословно непереводимо.

Есть такая книга Брайана Селзника, не знаю, знаете ли вы это имя, но это тот самый человек, который сделал книгу «Хранитель времени», экранизированную Мартином Скорсезе, по-моему, замечательно. Это писатель-иллюстратор, у него книги состоят большей частью из рисунков. Это не комиксы, а просто рисунки без текста и немного текста не в качестве подписи, а рисунки и текст, ну, как бы перемежаются. И это очень интересная история глохнущего мальчика из 1970-х годов и глухой девочки из 1920-х годов, параллельная их история похода в музей естественной истории нью-йоркской. И как они, в конце выясняется связь между двумя этими сюжетами.

В фильме играет Джулианна Мур состаренная, которая любимая актриса Хейнса. Хейнс когда-то ее прославил, ее первые роли были именно у него, в его ранних фильмах «Safe», «Вдали от рая», за который она получила приз тогда в Венеции. Ну, очень интересный режиссер и очень интересно посмотреть, что у него получилось.

Дальше Йоргос Лантимос, очень интересный греческий режиссер, автор фильма «Лобстер», который, я думаю, многих довольно сильно как-то перепахал два года назад. Это был его первый англоязычный фильм. Вот второй его англоязычный фильм, сделанный с Колином Фарреллом и Николь Кидман, называется «Убийство священного оленя». И об этом фильме известно, что он какой-то совершенно провокативный и странный, такой полуабсурдистский, то, что он является современной вариацией на тему драматургии Еврипида. Ну, режиссер грек. Как он, что сделал, непонятно. Но это наравне с фильмом Звягинцева один из самых ожидаемых фильмов фестиваля.

Франсуа Озон, наш любимец, сделал картину «Двойной любовник». Как я понимаю, такой полусюрреалистический эротический триллер, судя по его очень такому завораживающему трейлеру. Братья Бен и Джошуа Сэфди сделали фильм «Хорошее время», о нем известно, что там в главной роли Роберт Паттинсон, что роль какая-то такая яркая.

Ну, и, наконец, редкий случай, когда участвует в конкурсе фильм Ноа Баумбака, такого модного хипстерского режиссера «Истории семьи Майровиц», где в главных ролях Адам Сэндлер и Бен Стиллер. Чтобы такие люди приезжали на Каннскую красную дорожку представлять фильм, это редчайший, конечно, случай. Это фильм, сделанный «Нетфликсом», из-за этого был большой скандал, что фильм, который не выходит в кинотеатрах, а будет выходить только прямо на видео, на платформе «Нетфликса», что в Каннах ему не место. И со следующего года ввели правило, по которому в Канны такие фильмы брать не будут. Но в этом году взяли.

И рядом с этим картина еще одного моего любимца, я думаю, многие наши слушатели его не знают, но узнают теперь, Пон Джун-хо, корейский режиссер, автор упоительного фильма «Сквозь снег», антиутопия про поезд, который остался в погибшем мире, где задние вагоны, где живет пролетариат и деклассированные элементы устраивают революцию против передних вагонов, где едет высший класс.

В.КОЛОСОВА: Упоительный.

А.ДОЛИН: Очень крутой фильм. У него был гениальный фильм про маньяка к разговору о «Твин Пиксе»: «Воспоминания об убийстве», совершенно невероятный триллер, которым он когда-то прославился. В общем, Пон Джун-хо сделал фильм под названием «Окча», это история девочки, воспитавшей огромное чудище, с которым она очень подружилась. Чудище было похищено огромной корпорацией. В фильме играет Джейк Джилленхол и Тильда Суинтон, она играет, собственно, руководительницу этой корпорации. Думаю, что это тоже будет, как минимум, любопытно.

Кроме «Твин Пикса» вне конкурса нас ждет тоже куча всего. Ну, наверное, из этой кучи надо выделить одну картину, это новый фильм Романа Полански. Ну, то, что этот человек не перестает работать в кино и постоянно снимает, это его следующий его фильм после «Венеры в мехах». Называется «На основе реальной истории», это название фильма. И там какая-то история любви двух женщин, что-то такое очень, как я понимаю, очень какое-то странное.

В.КОЛОСОВА: Опять эротическое?

А.ДОЛИН: Ну, Полански в этом спец. Или, во всяком случае, какое-то провокационное. Вот такая картина, которую очень все ждут, ну, и хоть я и не видел, ничего о ней толком не знаю, уверен, что это будет здорово.

Наконец, скажу об одном из самых моих любимых людей в кино, это 90-летний, по-моему, Клод Ланзманн, автор 10-часовой документальной картины «Шоа» о холокосте, лучшего фильма о холокосте, я уверен, гораздо лучшей, чем любой «Список Шиндлера» или «Пианист». В общем, он сделал фильм документальный «Напалм» о своем путешествии в Северную Корею. Что это и как, и про что я с трудом себе представляю, но я думаю, что это точно должно быть интересно и не может не быть интересно.

Наконец, это будет первый раз за всю историю, когда в Каннском фестивале, конечно, не в конкурсе участвует фильм, сделанный в формате виртуальной реальности VR. Ну, это, когда на людей надевают маски, каски и они смотрят фильм вокруг себя. Фильмов таких уже некоторое количество сделано, но все это были просто технические эксперименты. На этот раз это эксперимент, сделанный большими художниками. Фильм под названием «Карне и Арена» сделан Алехандро Гонсалесом Иньярриту и оператором Эммануэлем Любецки. То есть это команда «Бёрдмэна» и «Выжившего». Эти люди сделали фильм. Там показывают 6-минутный фрагмент, это попытка только впервые представить. И фильм сделан не для проката в кино, таких кинотеатров не существует, он сделан для показа в музеях. И музей Fondazione Prada заказал эту инсталляцию. Мне кажется, что будет очень интересно это все посмотреть.

В.КОЛОСОВА: Я с Соррентино перепутала.

А.ДОЛИН: Соррентино в жюри, также в жюри мой любимый кореец еще один Пак Чхан-ук, также в жюри Марен Аде, автор «Тони Эрдманна», также в жюри Уилл Смит, также в жюри Джессика Честейн, а возглавляет всю эту замечательную компанию Педро Альмодовар, который у нас президент жюри.

Поэтому, ну, чего скрывать, я три года подряд был недоволен и многие мои коллеги тем, какие призы раздавали в Каннах, в особенности с «Золотой веткой», как ее давали. И действительно фильмы «Зимняя спячка» турецкая, «Дипан» французский, «Я, Дэниел Блэйк» английский, вот это фильмы, которые награждали в Каннах главным призом, а после этого о фильмах никто не слышал. Они выходили где-то тихо, спокойно, как такие тривиальные арт-фильмы. Не изменили они историю мирового кино, никуда они, даже на «Оскар» не пошли, тихо у себя где-то сидели. Я надеюсь, что в этом году Альмодовар сделает иначе, будут фильмы, которые изменят все.

П.ФАДЕЕВ: До следующей встречи после Каннского фестиваля.