🚻 Гендерная лингвистика — новое направление языкознания. Появилось на Западе в 1970-х годах. В 1980-1990-х гендерные исследования появились и в Советском Союзе.

🚻 Гендерная лингвистика изучает вопросы взаимосвязи языка и пола его носителей.

🚻 Феминистское движение в Америке в 1960-х повлияло на необходимость появления гендерной лингвистики.

🚻 Гендер — это пол в социокультурном проявлении.

🚻 Перед гендерной лингвистикой стоит два основополагающих вопроса.

❓ Как говорят мужчины и женщины? Есть ли реальные отличия в речи мужчин и женщин.

❓ Как говорят О мужчинах и женщинах? Как в самом языке фиксируются представляемы об этих двух началах.

🚻 Представители гендерной лингвистики установили, что в языке наблюдается гендерный дисбаланс. Поэтому часто картину мира, которая транслируется языком, часто называют андро-центричной — ориентированной на мужчину.

🚻 Например, слово «человек» в русском языке мужского рода. Это не уникальное явление: в английском, немецком и французском языках слова «мужчина» и «человек» — звучат и пишутся одинаково.

🚻 Кроме того, женский род часто бывает производным от мужского. Например, учитель — учительница, князь — княгиня. Эта норма отражается в словарных словарях: эти слова толкуется в мужском роде.

🚻 Общий род — это существительные, которые обозначают и мужской, и женский род и сочетаются со словами обоих родов. Например, профессор пришёл в аудиторию и профессор пришла в аудиторию.

🚻 Общий род помогает уравновесить язык и не придумывать новые феминитивы, типа авторка, докторша. Введение общего рода может изменить гендерный баланс в лингвистике.

О гендерной лингвистике рассказывает Надежда Смирнова, кандидат филологических наук. Запись эфира радио «Маяк» слушайте на платформе «Смотрим»