Разговор об электронной музыке стоит начать с произведения «Воздушная кукуруза», которое часто исполнялось на советском телевидении электронным оркестром Вячеслава Мещерина. Все Вы его слышали.
Электронная музыка имеет много разных названий.
Эдуард Артемьев отмечал, что терминов много: электронная, электронно-симфоническая, компьютерная музыка. Однако это все – огромное поле, главное в котором – искусственно созданный звук.
Современный человек привык к обилию электроники вокруг себя.
Человек все своё существование мечтал записать звук, звук своего голоса.
И уже с конца XIX века появилась звукозапись, практически одновременно с открытием электричества.
Желание передать музыку через телефон стало двигающей силой создания звукозаписи.
В Америке изобретатель Тадеуш Кейхель изобрёл «монстра», занимавшего 2 этажа и весившего 200 тонн. Это был ретранслятор музыки из одного места в другое по проводам телефонных сетей.
Настоящий инструмент, которым можно было пользоваться, изобретён Львом Терменом в 1920 году. Инструмент имеет название «терменвокс».
Лев Термен назвал устройство «голос эфира», а журналисты окрестили его «голосом Термена».
Вертикальная антенна даёт высоту звука, горизонтальная антенна в форме подковы даёт усиление звука и громкость. Музыкант ни к чему не прикасается, только водит руками вокруг антенн.
Термен так же предложил использовать этот инструмент в качестве сигнализации, которая реагирует на приближение человека.
Терменвокс не разделяет грубо звуки, а создаёт непрерывную текучую мелодию.
Николай Рерих называл музыку терменвокса музыкой космоса.
Электронные звуки в ХХ веке в первую очередь стали работать на эту идею – выйти за пределы привычного.
Французский изобретатель Морис Мартено в 1928 году создал инструмент «Волны Мартено» – электрофон.
Кольца с наэлектризованной проволокой надевались на указательные пальцы рук. Этой нитью проводилось над клавишами, от чего появлялся звук. Также на электрофоне можно было получить вибрацию звука.
Карлхайнц Штокхаузен – гений ХХ века, авангардист, философ, прошедший невероятный творческий путь. Он классик новых музыкальных форм.
Его новаторство в том, что он подошёл как художник к магнитофонной записи.
«Пение отроков». На 5 однодорожечных магнитофонов был записан голос 12 летнего мальчика. Штокхаузен переработал пение мальчика на пленку так, что создаётся впечатление невероятного пения нескольких человек. По истине футуристическое звучание.
Евгений Мурзин, советский инженер, в 1958 году создал первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор – «АНС» – Александр Николаевич Скрябин.
Идея сочетания цвета, света и звука разрабатывалась Скрябиным ещё в начале ХХ века.
Это изобретение Мурзина выставляется в Российском национальном музее музыки им.Глинки.
В обычной гамме 12 звуков, а в синтезаторе Мурзина – 72 звука.
Музыку АНС можно услышать в кино. Композитор Андрей Эшпай написал музыку для АНС в фильме Евгения Ташкова «Приходите завтра» 1963 года.
Музыку для всех персонажей мультфильма «Маугли» в 1968-1971 годы написала Софья Губайдулина. В первой серии мультфильма звучит только музыка оркестра. Однако в последующих сериях добавляются звуки синтезатора АНС.
Владимир Мартынов. 1975 год – мультфильм «Шкатулка с секретом». Мини-рок-опера, созданная на синтезаторе АНС, с уникальными голосами исполнителей. В этом мультфильме нет ни одного оркестрового звучания, только электронная музыка.
Еще больше об электронной музыке смотрите и слушайте на сайте радио «Маяк»