Разговор об электронной музыке стоит начать с произведения «Воздушная кукуруза», которое часто исполнялось на советском телевидении электронным оркестром Вячеслава Мещерина. Все Вы его слышали. 

🔊 Электронная музыка имеет много разных названий.
🔊 Эдуард Артемьев отмечал, что терминов много: электронная, электронно-симфоническая, компьютерная музыка. Однако это все – огромное поле, главное в котором – искусственно созданный звук.
🔊 Современный человек привык к обилию электроники вокруг себя.
🔊 Человек все своё существование мечтал записать звук, звук своего голоса.
🔊 И уже с конца XIX века появилась звукозапись, практически одновременно с открытием электричества.
🔊 Желание передать музыку через телефон стало двигающей силой создания звукозаписи.
🔊 В Америке изобретатель Тадеуш Кейхель изобрёл «монстра», занимавшего 2 этажа и весившего 200 тонн. Это был ретранслятор музыки из одного места в другое по проводам телефонных сетей.
🔊 Настоящий инструмент, которым можно было пользоваться, изобретён Львом Терменом в 1920 году. Инструмент имеет название «терменвокс».

Терменвокс

🔊 Лев Термен назвал устройство «голос эфира», а журналисты окрестили его «голосом Термена».
🔊 Вертикальная антенна даёт высоту звука, горизонтальная антенна в форме подковы даёт усиление звука и громкость. Музыкант ни к чему не прикасается, только водит руками вокруг антенн.

🔊 Термен так же предложил использовать этот инструмент в качестве сигнализации, которая реагирует на приближение человека.
🔊 Терменвокс не разделяет грубо звуки, а создаёт непрерывную текучую мелодию.
🔊 Николай Рерих называл музыку терменвокса музыкой космоса.

Современный терменвокс подвластен каждому

🔊 Электронные звуки в ХХ веке в первую очередь стали работать на эту идею – выйти за пределы привычного.
🔊 Французский изобретатель Морис Мартено в 1928 году создал инструмент «Волны Мартено»электрофон.

Электрофон или «Волны Мортено»

🔊 Кольца с наэлектризованной проволокой надевались на указательные пальцы рук. Этой нитью проводилось над клавишами, от чего появлялся звук. Также на электрофоне можно было получить вибрацию звука.

🔊 Карлхайнц Штокхаузен – гений ХХ века, авангардист, философ, прошедший невероятный творческий путь. Он классик новых музыкальных форм.
🔊 Его новаторство в том, что он подошёл как художник к магнитофонной записи.
🔊 «Пение отроков». На 5 однодорожечных магнитофонов был записан голос 12 летнего мальчика. Штокхаузен переработал пение мальчика на пленку так, что создаётся впечатление невероятного пения нескольких человек. По истине футуристическое звучание.

🔊 Евгений Мурзин, советский инженер, в 1958 году создал первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор – «АНС»Александр Николаевич Скрябин.
🔊 Идея сочетания цвета, света и звука разрабатывалась Скрябиным ещё в начале ХХ века.
🔊 Это изобретение Мурзина выставляется в Российском национальном музее музыки им.Глинки.

АНС-синтезатор

🔊 В обычной гамме 12 звуков, а в синтезаторе Мурзина – 72 звука.
🔊 Музыку АНС можно услышать в кино. Композитор Андрей Эшпай написал музыку для АНС в фильме Евгения Ташкова «Приходите завтра» 1963 года.
🔊 Музыку для всех персонажей мультфильма «Маугли» в 1968-1971 годы написала Софья Губайдулина. В первой серии мультфильма звучит только музыка оркестра. Однако в последующих сериях добавляются звуки синтезатора АНС.

🔊 Владимир Мартынов. 1975 год – мультфильм «Шкатулка с секретом». Мини-рок-опера, созданная на синтезаторе АНС, с уникальными голосами исполнителей. В этом мультфильме нет ни одного оркестрового звучания, только электронная музыка.

Еще больше об электронной музыке смотрите и слушайте на сайте радио «Маяк»