Затерянный город Z — Режиссер Джеймс Грэй, США, 2016

Эльдорадо, таинственная столица инков, загадочный Город Z… Вымысел или реальность? В 1925 году экспедиция полковника Фоссета, члена Королевского Географического общества, бесследно исчезла в джунглях Амазонии в поисках Города Z…

Перестрелка — Режиссер Бен Уитли, Великобритания, Франция, 2016

Когда подпольная сделка по продаже оружия феерически летит под откос, целый склад превращается в масштабное поле битвы. Слова закончились, и заговорили стволы. Приз в игре на выживание — кейс с большой суммой денег, но унести его не так просто. Здесь вооружены все, каждый сам за себя, а хаос правит бал.

Сфера — Режиссер Джеймс Понсольдт, ОАЭ, США, 2017

Недалёкое будущее. Мэй устраивается на работу в глобальную интернет-компанию «Сфера», которую возглавляет гуру социальных медиа Эймон Бэйли. Основатель «Сферы» замечает талантливую сотрудницу и приглашает её принять участие в прорывном эксперименте, который призван перевернуть представления миллиардов людей о возможностях индивида и границах личной свободы. Вскоре Мэй предстоит узнать о компании-гиганте Кремниевой долины пугающую правду. От поступков и смелости девушки будет зависеть судьба её друзей, близких и всего человечества.

Моя девушка – монстр — Режиссер Начо Вигалондо, Канада, Испания, 2016

Гигантский монстр нападает на Сеул, разрушая все на своем пути. В Нью-Йорке потерявшая работу и бойфренда Глория понимает, что каким-то образом связана с этими фантастическими событиями.

Секретный агент — Режиссер Майкл Аптед, Великобритания, 2017

Она — секретный агент мирового уровня. На этот раз ее задача — предотвратить биологическую атаку на Лондон. Вовлеченная в большую шпионскую игру, она неизбежно сталкивается с миром двойных стандартов, паранойи, безнаказанности и предательства. Вокруг так много друзей, но кому из них на самом деле можно доверять? И кто из них тот неуловимый «крот», которого она должна вычислить, чтобы остановить террористов? Чтобы спасти Лондон, ей самой придется играть не по правилам…

***

П.ФАДЕЕВ: Ну, что же, давай, раз ты такой спутник такого кинозрителя, чего же молчишь-то, Антон Долин?

А.ДОЛИН: Где твое вежливое приветствие?

В.КОЛОСОВА: Он сегодня так, Антон.

А.ДОЛИН: А, понятно, так я и знал, не ждал ничего другого.

П.ФАДЕЕВ: Впереди долгая разлука, Антон, мы так переживаем, хотим скрасить это.

А.ДОЛИН: Лицемерием сочится каждая запятая недоговоренная.

П.ФАДЕЕВ: Впереди нас действительно ждет двухнедельная разлука и за эти две недели, наверное, выйдет какое-то количество хороших фильмов, да, Антон?

А.ДОЛИН: Огромное количество фильмов, из которых самый хороший, видимо, я еще не смотрел, а, может, именно потому, что я не смотрел, мне хочется считать, что он самый хороший, но я его всем рекомендую заранее.

П.ФАДЕЕВ: А, может, он тебе кажется хорошим, пока ты его не посмотрел, а когда ты посмотришь его, он перестанет быть хорошим.

А.ДОЛИН: Все фильмы являются хорошими, пока не посмотрел. Это фильм «Стражи Галактики. Часть 2». Я просто сегодня вечером иду на премьеру, но поскольку первая «Стражи галактики» мне кажется замечательным фильмом, очень нестандартным для Marvel и вообще для этих вот всех комиксовых картин. Ну, я расскажу немножко подробнее о том, что я знаю о нем, не видя, чуть попозже, поскольку это следующая неделя.

На этой неделе куча фильмов. И вот такая странная история – они все любопытные, ни один невозможно назвать таким безупречным, потрясающим, но они все интересные. И я уверен, что индивидуально каждый найдет себе что-то такое по душе. Наверное, самый из них все-таки замечательный и масштабный это фильм «Затерянный город Z».

Что такое за «город Z»? Это действительно существующее понятие в науке. Долгое время так называли город, который предполагается, что соответствует легендам об Эльдорадо в джунглях Амазонии. То есть древняя, полностью из золота сложенная цивилизация, огромный город, который там был во времена древнейшие, видимо, еще до конкистадоров и до того, как вообще европейские завоеватели туда пришли. Но долгое время считалось, что это, конечно, миф, легенда, примерно как у Шлимана старой была, а это Шлиманом был такой полковник Фоссет. Этот полковник Фоссет, он был действительно полковником британской армии и на рубеже XIX-XX веков он рос, видимо, читал много приключенческой литературы и решил найти Эльдорадо. После того, как он понял, что с его каким-то не очень аристократическим происхождением суперкарьеры в армии ему не сделать, и он поехал туда.

Фильм «Затерянный город Z» мог бы быть эдаким «Тарзаном» или «Индианой Джонсом». Но сделал его режиссер Джеймс Грэй, режиссер это совершенно фестивальный. Это такой наследник Копполы и Скорсезе, как считают критики, в особенности французские. Многие его фильмы были в Каннах. Первый его фильм «Маленькая Одесса», может, вы его видели, был когда-то в Венеции.

Он сын еврейских эмигрантов из Российской империи, человек, который исследует вот эту русскую эмиграцию в Америке в таком криминальном жанре на протяжении всей жизни. У него были очень симпатичные фильмы, но ни один из них не был по-настоящему масштабный. А это как бы большой проект, но при этом все равно не голливудский.

И поскольку это режиссер авторского кино, он делает это, скорее, в духе раннего Вернера Херцога. Если кто-то видел или помнит фильмы «Агирре, гнев божий», «Фицкарральдо», истории об этих идеалистах, которые попадают в джунгли, которые сами начитались Фенимора Купера, условно говоря, и хотят, чтобы все эти чудеса материализовались. Ну, а когда они оказываются там, разумеется, там москиты, змеи, недружелюбные местные и никаких следов всех тех чудес, на которые они надеялись.

Но у Фоссета была интересная судьба, на самом деле. Он продолжал надеяться и верить, что найдет Эльдорадо и возвращался туда в джунгли раз за разом, пока не поехал в свою последнюю экспедицию и не пропал там без вести, ну, погиб. В 1925 году это было. А дальше началась война Вторая мировая, ну, он из Британии был, и всем стало не до него, не до его открытий. И он остался в истории, как такой идеалист, веривший в какую-то сумасшедшую вещь, нашел какие-то граффити, какие-то обтесанные камни и решил, что там была цивилизация.

И примерно лет 15 назад новейшие исследования обнаружили, что он был абсолютно прав, что действительно цивилизация была. Она недоисследована, недонайдена, но сегодняшние археологи склоняются к тому, что Фоссет был визионером, который провидел реальность. Повторяю, история совершенно, как с Шлиманом, только Шлиман успел доказать всему миру, что он был прав, а Фоссет — нет.

И вот это история этого потрясающего человека. Не, конечно, биографический фильм, а именно история его путешествий. Очень хорошо Чарли Ханнэм, о котором, честно говоря, я думал хуже, он такой вирильный красавец, новый герой, много снимавшийся в сериалах, главную роль игравший в большом кино в «Тихоокеанском рубеже», он в главной роли, он замечательный здесь.

В.КОЛОСОВА: Все, я посмотрела сейчас трейлер, вообще обалденно.

А.ДОЛИН: Сейчас скажу еще, почему это обалденно. В двух других главных ролях Сиенна Миллер, мало узнаваемая, играет его жену, и замечательный…

В.КОЛОСОВА: Паттинсон.

А.ДОЛИН: Да. Роберт Паттинсон, он здесь играет, ну, чтобы всем было понятно, Паганеля. Он бородатый, в очёчках, худощавый, такой нелепый ученый, в этих джунглях не знающий, что делать. Вся его эта романтическая стать вампирская, она, как корова языком слизала. Это замечательная актерская работа. Но главное, чем этот фильм хорош, правда, вот поверьте мне не как эстету, а как обычному зрителю, фильм на 35 миллиметров снят совершенно потрясающе оператором Дариусом Конджи. Это один из самых лучших операторов наших дней. То, как он снимает, возможно, даже без искусственного освещения эти джунгли, это с ума сойти, вот просто с ума сойти. Это красота нечеловеческая.

Это рожденный в Иране оператор, ну, всю жизнь работающий, конечно, в Америке. Он работал с Вуди Алленом, снимал для него, ну, в частности, из последних «Магию лунного света» и «Иррационального человека». Он снимал «Любовь» для Михаэля Ханеке. То есть он и в Европе работает, и в Америке, где только он ни работает. Он снимал «Комнату страха» для Дэвида Финчера, он снимал «Эвиту» для Алана Паркера. Это потрясающий оператор. Он снимал «Ускользающую красоту» для Бертолуччи. Если нужна такая универсальная рекомендация, лучше этой не придумаешь, по-моему, визуально фильм невероятный, и «Семь» снимал тоже он для того же Финчера.

Поэтому хотя бы для, если вас вдруг не интересует этот сюжет и эта история, хотя бы для того, чтобы посмотреть на это, как на произведение визуального искусства, идти на «Затерянный город Z» нужно обязательно. Это действительно событие. Многие поклонники Джеймса Грэя, потому что у него такая нелепая культовая слава, говорят, что он сдался, что он пытается сделать голливудский фильм, это все не так. Кино действительно нестандартное, необычное, визуальное, странное, не оптимистическое, не пессимистическое, а такое задумчивое.

В.КОЛОСОВА: Слушай, я хотела спросить, тут в трейлере мелькает лицо пожилой женщины, ну, какой-то актрисы, это не Елена Соловей случайно?

А.ДОЛИН: Я не знаю, очень может быть, потому что вообще-то он работал с Еленой Соловей Джеймс Грэй.

В.КОЛОСОВА: Вот прямо я сейчас остановлю на паузе, покажу вам.

А.ДОЛИН: Он ее снимал в одном из… Да, она играет и здесь, да.

В.КОЛОСОВА: Она. Вот я же говорю, прямо мелькнуло лицо, я думаю, Соловей, что ли?

А.ДОЛИН: Да, Джеймс Грэй ее снимает. Я же говорю, у него вот эти русские древние какие-то корни, они очень для него важны. Я рассказал о «Затерянном городе Z», теперь о фильмах, которые мне самому нравятся чуть меньше двух, но, тем не менее, тоже по-своему ярких.

Фильм «Перестрелка», режиссер Бен Уитли. Как и Джеймс Грэй, это такой режиссер молодой еще, но уже с культовой славой. Он делал фильм, совершенно мне не понравившийся, очень занудный, под названием «Высотка», предыдущий. «Перестрелка» это его следующий такой формалистский опыт. Придумал сценарий, 1978 год, боевики ирландской республиканской армии и некоторые торговцы криминальные встречаются на огромном складе, 1978 год, как я сказал, чтобы одни продали, а другие купили оружие. Там постепенно что-то идет не так и начинается пресловутая перестрелка. И они дальше часа полтора друг в друга стреляют и матерятся, пока все, наконец, не умирают.

Такая попытка сделать новых «Бешеных псов». Якобы остроумные диалоги, хорошо сделанные, ну, действительно они хорошо стреляют, это снято здорово. Зачем это все сделано, что это нам говорит, кроме того, что режиссеру очень нравится он сам и очень нравится всех их одевать в прически и костюмы 1970-х годов, я не понял.

П.ФАДЕЕВ: А, главное, что он уже последним стал в очередь. Я даже по плакату понял, что это та же пятая копия из Гая Ричи, десятая копия Тарантино. Ну, сколько можно уже.

А.ДОЛИН: Ну, он режиссер как бы со своим языком. Но зачем брать вот такой сюжет, совершенно, на мой взгляд, тривиальнейший и пытаться сделать его нетривиальным за счет диалогов, когда тебе просто не хватает чувства юмора и драматургических способностей, чтобы написать эти диалоги хорошо. Как можно не понимать, что в «Бешеных псах» дело не в диалогах, впрочем, блестящих, что там замечательная интрига сделана, а здесь нет. Ну, в главных ролях здесь прекрасные артисты.

В.КОЛОСОВА: Зато лица, какие у артистов.

А.ДОЛИН: Тут очень хорошие актеры, тут Киллиан Мёрфи, Арми Хаммер, Шарлто Копли и очень, мне кажется, талантливая девушка Бри Ларсон, которой чего-то не очень везет. Только что она в этом «Кинг-Конге» дурацком новом снялась, теперь здесь. Но, тем не менее, это действительно набор актеров, на которых посмотреть приятно и интересно, и они в симпатичных, как я сказал, прикидах, это главная причина, по которой на такой фильм вообще, в принципе, стоит идти. Все остальное…

П.ФАДЕЕВ: Я вспомнил, как один мне Сокол Кружкин рассказывал, как он общался с человеком, который писал, был соавтором сценария «Багрового прилива», фильма Тони Скотта. И чего-то заговорили: «Да, я помню, Тарантино, мы тогда работали вместе, его пригласили править диалоги». Такой скрин-доктор, такой, который правит диалоги, раздает людям всякие поручения. И есть люди, которые говорят: «Ну, как он правил диалоги?» — «Да, замечательно. Он брал с утра бутылку виски».

А.ДОЛИН: И правил диалоги.

П.ФАДЕЕВ: Ну, диалоги в «Багровом приливе» прекрасные.

А.ДОЛИН: Ну, ты же помнишь, они подружились с Тони Скоттом, и тот потом сделал замечательный фильм «Настоящая любовь» по сценарию Тарантино, один из первых тарантиновских фильмов.

Другой фильм, выходящий на этой неделе, который многое обещает, и не так много исполняет, на мой взгляд. Но он вполне при этом, на самом деле, нормальный, симпатичный даже фильм при всех своих не выдающихся способностях, просто там, видимо, взята очень хорошая книжка, роман одноименный Дэйва Эггерса, называется это «Сфера», и книжка очень глобальная такая антиутопия. А фильм получился локальной историей.

Это антиутопия по замыслу про то, как девушка стажерка поступает в огромную корпорацию, а корпорация это социальная сеть, она называется «Сфера». Ну, и сначала все восхищены техническим совершенством, тем, как хорошо идет бизнес и идеями прозрачности, вплоть до того, что девушка эта, главная героиня вдохновляется так, что решает жить напоказ, прикрепляет себе камеру, весь мир видит ее постоянно, она ведет вот такую вот жизнь, понятно, такое «Шоу Трумана». Понятно, что вскоре это все превращается в ад. Ну, до того еще, как она на себя нацепляет камеру, можно это прогнозировать, что тотальная прозрачность, она не настоящая и не прозрачность.

П.ФАДЕЕВ: Это, конечно, поразительно. Вот второй за три дня такой рассказ. Первый я, ну, просто в кинотеатре увидел рекламный ролик, я не помню, какого фильма, он скоро выйдет, про то, как девушка живет своей провинциальной жизнью, такой молодежный триллер, и потом она попадает в аварию, и время останавливается, и она каждый день живет в одном и том же дне до аварии. Ребят, ну, вы совсем, что ли, кино не смотрите? Ну, какие-то дивные неофиты. Вот, что ты рассказал, что это уже было, после «Шоу Трумана» был фильм с этим МакКонахи, который как бы, где он сам себя, где он знал, что он участник шоу.

А.ДОЛИН: Ты прав.

П.ФАДЕЕВ: «Вы увидите такое, представляете, я живу каждый день, как в одном и том же дне».

А.ДОЛИН: Смотри, я попробую оправдать. Во-первых, это идея исследования психологического и социального механизма соцсетей. Этого в кино до сих пор сделано не было. Понятно, что здесь это сделано при помощи очень традиционных методов, но это само по себе любопытно. Это раз. Два – это по, видимо, хорошей книжке, возможно, более оригинальной. Три – здесь хороший актерский состав.

В.КОЛОСОВА: Здесь Том Хэнкс.

А.ДОЛИН: Том Хэнкс продюсер этой истории.

П.ФАДЕЕВ: Я вспомнил, как называется кино, о котором я сейчас говорил, «Матрица времени».

А.ДОЛИН: Да, да, выходит на следующей неделе, я даже не стал его смотреть.

П.ФАДЕЕВ: Оригинально?

А.ДОЛИН: Ну, наверняка русские прокатчики придумали название.

П.ФАДЕЕВ: Смесь «Матрицы» и «Дня сурка» мы сейчас замешаем.

В.КОЛОСОВА: Мне кажется, я схожу на этот фильм.

А.ДОЛИН: Короче говоря, режиссер Джеймс Понсольдт неплохой документалист, документальные фильмы у него были лучше. Музыку написал Дэнни Элфман, что само по себе приятно. Том Хэнкс продюсер и он играет главу этой корпорации, ну, как вы все догадываетесь, он очень похож там на Стива Джобса, ну, не внешне, а по поведению – ходит в джинсах, выходит на сцену, публика хохочет, все его обожают, он такой демократичный, но, конечно, на самом деле, он-то обогащается и прочее. Очень мне нравящийся Джон Бойега, по-моему, он отличный парень, вот из седьмых «Звездных войн», этот чернокожий, он играет здесь одного из их инженеров как раз очень здорово. Есть музыкант Бек, очень приятный момент, что на их каком-то корпоративе он выступает и поет песню.

В.КОЛОСОВА: А почему ты не говоришь про Эмму Уотсон?

А.ДОЛИН: Я к ней подхожу. В главной роли Эмма Уотсон. И, как и в «Красавице и чудовище» опять, мне кажется, что все-таки актриса она очень небогатого актерского диапазона. Она очень старается, где-то даже переигрывает.

П.ФАДЕЕВ: Она какая-то вялая.

А.ДОЛИН: Ну, она пытается, чтобы не быть вялой, как-то копошиться. Ну, она, конечно, профессиональная, с этим нет споров. Но действительно ли она прирожденная звезда, в этом у меня, честно говоря, серьезные сомнения. Не знаю, как будет дальше, удастся ей подняться вот над этим немножко навязчивым образом Гермионы Грейнджер, не знаю. Но хочу сказать одну важную вещь, для меня важную, может, для вас она и пустяшная, что в этом фильме сыграл свою последнюю роль перед смертью бедный Билл Пэкстон. Он играет отца главной героини, который и в фильме тоже смертельно болен, не знаю, это является каким-то намеком на его болезнь или нет. Но он замечательный, как всегда, безупречно органичный, во всех ролях второго плана он именно такой.

П.ФАДЕЕВ: Мы вспоминали о нем в той программе.

А.ДОЛИН: Да, да, ну, просто хочется сказать, вот выходит последний фильм Билла Пэкстона, замечательного артиста второго плана, одного из лучших, собственно говоря, в Голливуде.

П.ФАДЕЕВ: Это как Джеймс Тобэк все ходил по этим жлобам, спонсорам своего фильма в Канне и говорил: «Смысл кино в том, что вы покупаете бессмертие. Если вы в кино, вы уже не умерли». В этом, на самом деле, какая-то есть мысль.

А.ДОЛИН: Да.

В.КОЛОСОВА: Антон Долин на своем месте. О новинках мы говорим.

А.ДОЛИН: Да, продолжаем. Огромное количество всего, как я сказал. Итак, я рассказал уже о фильмах «Затерянный город Z», «Сфера» и «Перестрелка». Много всего впереди. Фильм, который мне показался ужасно симпатичным, хотя он совершенно копеечный, в общем, это ерундовый фильм, но очаровательный, так бывает. Называется «Моя девушка — монстр». И даже, кстати, название вполне адекватное, хотя то русское название прокатное, вообще-то фильм называется «Colossal», от «колоссальный». Ну, так «Колоссальный» не назовешь, конечно, по-русски. И в этом названии тоже некоторый парадокс, который в переводе теряется.

Что это такое? В принципе, этот фильм выглядит, с одной стороны, это как бы гибрид двух совершенно никак друг с другом не связанных противоположных жанров, и поэтому фильм очаровательный. С одной стороны, это лирическая комедия, маленькая американская лирическая комедия. Девушка такая уже, молодая, но уже не совсем юная круглосуточная тусовщица, изгнана своим нью-йоркским бойфрендом, который аккуратист, наоборот, из квартиры. Он заканчивает отношения, говорит: «Иди вон». Она едет в дом, родительский дом в маленький городок, дом одинокий, пустой, работать ей некем, голова трещит с похмелья, чувствует полную униженность. Ну, и она начинает какую-то новую жизнь. Встречается с бывшими одноклассниками, устраивается официанткой в бар местный, заводит каких-то приятелей.

Но эта история рассказывается параллельно с тем, как почему-то нам показывают Сеул, в котором огромный монстр появился, который разрушает Сеул. И он иногда материализуется там непонятно, как из воздуха и начинает там крушить дома и наступать на людей. И некоторое время мы не понимаем, почему. А потом выясняется, что этот монстр это аватар вот этой героини Энн Хэтэуэй, потому что играет Энн Хэтэуэй по имени Глория. Когда она заходит в маленький парк в своем родном городке, то в Сеуле появляется, не объясняется, как и почему, появляется это чудище, которое повторяет все ее движения – она взмахивает рукой и оно взмахнет рукой, она топнет ногой и монстр.

Ну, и дальше из этой абсолютно абсурдистской предпосылки вырастает целая история. Понятно, что монстр, ну, собственно, и Годзилла, и Кинг-Конг, все монстры в кино всегда были метафорами. В данном случае монстр использован совершенно необычным образом, монстр в Сеуле, как метафора комплексов затаенного гнева, неудовлетворенности собой, всего того, что движет нами всеми и всеми маленькими людьми, которые недовольны своей жизнью. Это очень необычный ход, очень здорово использованный.

Испанский режиссер Начо Вигалондо делал, кстати, неплохой, недооцененный фильм под названием «Открытые окна». Это был тоже крошечный хоррор с Элайджем Вудом и с порнозвездой Сашей Грэй, интересный был фильм. И этот фильм интересный. Я говорю, он вот такой необычный режиссер, делающий маленькое, но нестандартное кино. И, мне кажется, реально это одна из лучших ролей Энн Хэтэуэй. Фильм вроде бы пустяк, а играет она замечательно, фильм на ее плечах. Она не просто главная героиня, в ее трансформациях как бы заложена вся суть этой вот метафоры, этой истории и вот этого странного сюжетного поворота и жанрового гибрида.

В.КОЛОСОВА: Ну, она очаровательная.

А.ДОЛИН: Она очаровательная. Так что «Моя девушка — монстр» вот прямо рекомендую, если хотите хорошо провести вечер, не если вы хотите какой-то глубинный смысл откуда-то извлечь, это для маленького симпатичного удовольствия.

И фильм «Секретный агент» выходит. Это фильм очень мне нравящегося режиссера британского, к сожалению, пожилого и находящегося сейчас не в лучшей форме – Майкл Аптед. Майкл Аптед делал, как минимум, бондовский фильм «И целого мира мало». Я тут недавно посмотрел, что у него очень плохие рейтинги, но, на самом деле, фильм отличный, очень он мне нравится.

В.КОЛОСОВА: А кто там играет?

А.ДОЛИН: Там Пирс Броснан еще. Майкл Аптед снимал, ну, не знаю, как вам, мной нежно любимый фильм «Парк Горького». Я считаю, что это…

П.ФАДЕЕВ: «Gorky Park».

А.ДОЛИН: «Gorky Park». Я считаю, что это чудесный фильм. Как сейчас помню, следователя там звали Аркадий Ренко. Там очень хороший сюжет, там великолепные актерские работы, это реально хороший фильм. Чудесная эротическая сцена. Он прямо у меня впечатался в память, я его смотрел, наверное, лет 25 назад и помню его очень хорошо с тех пор. Аптед делал фильм «Код «Энигма». И вот сейчас он сделал опять типа такой политический триллер. Но на этот раз довольно стандартный.

Это такая немножко полнометражная «Родина», сериал «Родина», я имею в виду. Героиня спецагент, она в Лондоне ищет людей, которые готовят теракт. Потом, конечно, выясняется, что вокруг есть спецслужбисты, которые хуже, чем любые террористы исламские, как всегда бывает. В главных ролях Нуми Рапас, хорошая актриса, Орландо Блум, у него роль тут небольшая, Джон Малкович и Майкл Дуглас.

Ну, вот ради актерского состава, в основном, имеет смысл идти. Потому что, честно говоря, кто там хороший, кто плохой, ну, может, это дело в моей насмотренности, я минут через 15 догадался и не обманулся. Это для меня в случае триллера детектива, конечно, знак неудачного фильма. Но, повторяю, удовольствие от просмотра, такое простое человеческое удовольствие все равно можете получить.