«Прочь», реж. Джордан Пил, США, 2017

Знакомство с родителями подружки не предвещает молодому фотографу из Нью-Йорка ничего хорошего, ведь семья девушки принадлежит к элитному обществу и живёт в уединённом загородном доме. Если бы он только знал истинную причину своего приглашения, то немедленно бросился бы прочь…

«Меч короля Артура», реж. Гай Ричи, США, 2017

Молодой Артур околачивается на окраинах Лондиниума со своей бандой. Своим происхождением он совершенно не дорожит и не интересуется. Так он живёт до момента, когда судьба сводит его с волшебным мечом Экскалибуром. После этого Артур кардинально меняется — влюбляется, присоединяется к движению сопротивления и объединяет вокруг себя людей, чтобы свергнуть тирана Вортигерна, убившего родителей Артура и захватившего трон.

«Большой», реж. Валерий Тодоровский, Россия, 2016

Юная и необычайно талантливая танцовщица Юля Ольшанская из маленького шахтёрского городка вытягивает «счастливый билет»: её замечает бывший артист балета Потоцкий и прочит будущее великой балерины, достойной главной сцены страны. Однако для того, чтобы стать бриллиантом, любому, даже самому выдающемуся алмазу, требуется огранка, и путь на легендарные подмостки Большого театра для Юли лежит через стены балетной школы, где опеку над непокорной провинциалкой берёт ещё более своенравная преподавательница Галина Михайловна Белецкая. Превращение в приму потребует невероятного самоотречения, и Юля на собственном опыте должна будет убедиться, что большой балет — это не только белизна пачек, золото лож и скольжение шёлковых лент. Но никакие препятствия не остановят того, у кого есть Большая Мечта.

«Киллер поневоле», реж. Паскаль Шомель, Франция,Бельгия, 2016

Жак готов на всё, чтобы заработать денег. Даже на предложение местного авторитета убить его неверную жену. Но есть две проблемы: Жак едва ли умеет управляться с оружием, а его новая девушка работает в полиции, где вовсю ищут неумелого киллера.

«Я и ты», реж. Мартен Прово, Франция, 2017

Клер живёт в своём уютном мире, почти в раю, который она выстроила сама: у неё очаровательный садик под Парижем, любимая работа в больнице и умница-сын, который вот-вот сам станет врачом. Её размеренная жизнь переворачивается с появлением Беатрис — мачехи, внезапно сбежавшей 30 лет назад от Клер и её отца. Беатрис всё так же любит красивую жизнь и не любит обещания, но она вернулась, чтобы попросить прощения и… помощи. Уравновешенная разумная Клер и взрывная эксцентричная Беатрис, — кажется, у этих женщин нет ничего общего, кроме прошлого, которое оставило слишком много вопросов. Беатрис преподаёт Клер, возможно, главный урок: как бы ни обходилась с тобой судьба, ты всегда в силах танцевать, пить за жизнь и жить с азартом.

«Почетный гражданин», реж. Гастон Дюпра, Мариано Кон, Аргентина, Испания, 2016

Лауреат Нобелевской премии по литературе, писатель Даниэль Мантовани — желчный и пресыщенный интеллектуал. В юности он покинул Аргентину и уже несколько десятилетий живёт в Европе. Каждый день он получает множество приглашений выступить в самых престижных аудиториях мира, но неизменно отвечает на них отказом. Однако когда ему приходит письмо из аргентинского городка Салас, где он родился и вырос, с предложением приехать и получить статус почётного гражданина города, он не выдерживает и в приступе неожиданной ностальгии отправляется на «малую родину».

***

А.ДОЛИН: Итак, кино.

П.ФАДЕЕВ: Которое продолжается.

А.ДОЛИН: Ну, главный фильм этой недели в моих глазах это, конечно, фильм «Прочь», лучшее, что вышло, на самом деле, на превью показах, то есть редких показах еще несколько дней назад, на выходных, но сегодня широкий прокат начинается. Это фильм-феномен, это действительно большое событие, наверное, самое яркое из неожиданных кинособытий этого года. Почему? Это фильм, где нет по-настоящему известных артистов, а режиссер его Джордан Пил, ну, его в Америке, конечно, знают, но не киношники знают и не кинозрители, потому что он дебютант. Он комик, телевизионный деятель.

Фильм «Прочь» это его первое творение. Он написал абсолютно сам сценарий и сам это срежиссировал. Это картина, которая стоила 4 с лишним миллиона долларов. Ну, чтобы все понимали, по американским меркам это совсем копейки, ну, практически гроши. И заработала в прокате больше 200 миллионов долларов. Ну, так вот просто сложите, разделите, посчитайте. Притом, что, как вы видите, фильм не везде еще вышел, не во всех странах, в России он только выходит.

Дальше про этот фильм имеет смысл сказать, что кроме того, что он очень понравился публике, очевидный вывод из этих цифр — то, что он понравился публике, он имеет невероятный рейтинг у кинокритиков. Есть сайт, на который я люблю ссылаться, «Гнилые помидоры» — «Rotten Tomatoes», который агрегатор всех рецензий, которые удастся собрать, и каждой рецензии присваивается плюсик или минус, и потом считается процент положительных или отрицательных рецензий. Это один из пяти фильмов или, по-моему, шести в истории кинематографа, который получил рейтинг 99 процентов при наличии более 100 рецензий, там у него 150. То есть бывает, что фильм мало, кто смотрел, видели только пять кинокритиков, все пять сказали, что он классный, но это обычно какие-то узко авторские фильмы. Как только ты начинаешь снимать что-то более коммерческое, ты уже идешь на компромисс и не получается такой высокой оценки. Здесь оценка высочайшая.

Что это за история. Ну, я, во-первых, постараюсь рассказать без спойлера. По жанру этот фильм…

П.ФАДЕЕВ: Да уж постарайся, пожалуйста. У тебя это не каждый раз выходит.

А.ДОЛИН: Я стараюсь. Некоторые фильмы не заслуживают того, чтобы обходились без спойлера. Этот заслуживает. И причем дело не в том, что там сюжет так уже невероятно неожиданно развивается. Люди, которые смотрят фильмы ужасов давно, они угадают, я думаю, многое. Ну, может быть, и нет. Я угадал много, но мне это никак не испортило удовольствие.

Итак, это сатирический хоррор, он довольно смешной и не очень страшный, хотя там абсолютно хичкоковский саспенс. То есть там есть несколько блистательных сцен, в которых ничего формально страшного не происходит, но сделано так, что реально мурашки бегут по телу.

В.КОЛОСОВА: Нагнетает.

А.ДОЛИН: Да, очень классно. Не при помощи там музыки, которая идет за кадром, это каждый дурак умеет. При помощи режиссуры, актерской игры, каких-то взглядов актеров, минимальных каких-то средств.

Итак, про что эта история. Мы видим в начале молодую пару. Нет, во-первых, там есть самое начало – пролог, но его, извините, заспойлерю, это все-таки пролог, он гениальный. Это перевертыш классической схемы из кино и вообще из жизни. Мы привыкли видеть, как в неблагополучном, конечно же, «черном» районе идет белый какой-нибудь молодой человек или девушка и поеживается, потому что сейчас какие-нибудь выйдут мордовороты. Ну, выходит или нет – другой вопрос, но мы себе представляем эту картину.

Здесь все наоборот. Мы видим черного парня, который заблудился в районе богатых «белых» особняков, и которому также неуютно. Он идет по улице, темно, он говорит: «Блин, я сам не знаю, куда идти, направо, налево, что-то мне как-то не по себе». И мы чувствуем, как ему не по себе, и нам с ним вместе не по себе. Ну, разумеется, не беспричинно, как вы понимаете.

А потом мы переносимся в начало истории и видим, как молодая пара, он и она собираются на уикенд поехать к ее родителям познакомиться. Знакомство бойфренда с родителями. Она белая и родители ее, как по ее словам, такие демократические, либеральные, вполне богатые люди, пара, живущая где-то в отдельном доме, на вилле своей. А он черный. Он фотохудожник, тоже такой нью-йоркский вполне себе молодой бонвиван. И он, так посмеиваясь, одеваясь, говорит: «А они вообще знают, что я черный?» А она смеется в ответ и говорит: «Какая кому сегодня разница, черный, не черный». Дальше они едут, ну, и, конечно, уже слыша эту фразу, мы понимаем, что разница-то, конечно, есть. А вот, какая и почему, это вы узнаете уже, посмотрев фильм, потому что дальше начинается череда потрясающих сцен. Притом, что какой-то хоррор начинается, можно сказать…

П.ФАДЕЕВ: Ну, все, все, не продолжай.

А.ДОЛИН: Да, не буду. Актеры, отличный совершенно актерский состав, притом, что не очень-то они знаменитые. Вот этого Дэниэл Калуя, который играет главную роль, я вообще его не знаю, он английский актер сериальный. А актриса главная Эллисон Уильямс, ее многие знают по главной роли в сериале «Девчонки», «Girls». Ну, и роли родителей играют Брэдли Уитфорд и Кэтрин Кинер. Кэтрин Кинер, я думаю, многие помнят по «Быть Джоном Малковичем», ну, и вообще она знаменитая актриса. Брэдли Уитфорд тоже довольно известный артист, в том числе, сериальный, в «Западном крыле» он снимался и много, где еще.

Они все очень хорошие, но дело, на самом деле, не в актерах. Дело в том, что это замечательная история, очень цельная, совершенно при этом невероятная и рассказанная с замечательным нагнетанием. То есть, на самом деле, ты почти всегда не понимаешь, эта сцена была смешная или она была страшная.

П.ФАДЕЕВ: Ну, это к слову о том, как люди садятся мимо жанра. Я сходил посмотреть, совсем уж нечего было делать, и мне по ролику показалось и по твоим рассказам, что это, может быть, и ничего. Это фильм, как он назывался, «Королева Испании» с…

А.ДОЛИН: «Королева Испании», да, с Пенелопой Крус.

П.ФАДЕЕВ: Да, да, с Пенелопой Крус.

А.ДОЛИН: Ну, это небольшое произведение искусства.

П.ФАДЕЕВ: Вот, ты знаешь, люди сели между жанром просто совсем. То есть ты не понимаешь, это, по сути, как бы, вы где, это было сделано великолепно братьями Коэнами на этой же основе.

А.ДОЛИН: Да, да, я говорил, что это испанский аналог.

П.ФАДЕЕВ: Да. Или это жизнь прекрасна. Ты не понимаешь, тебе как бы сочувствовать сейчас этим борцам с диктатурой или смеяться, и, в общем, все-таки ничего не получилось.

А.ДОЛИН: Ну, согласись, что там есть хорошие сцены, несмотря на это.

П.ФАДЕЕВ: Там есть несколько хороших сцен, но там ты искренне не понимаешь, в какой момент ты должен как себя вести, поэтому все развалилось.

А.ДОЛИН: Это правда. Но вот здесь в фильме «Прочь» этот Джордан Пил совершенно намеренно играет с тобой, и когда ты смеешься, в половине случаев ты смеешься, потому что тебе неуютно. И ты, как и герой, кстати говоря, не понимаешь, что неуютного в том, что происходит. Формально все вроде бы о`кей очень долгое время. Это блистательная картина. Американцы пишут, что это лучший фильм за долгие годы о расизме, и что «12 лет рабства» и, условно говоря, «Лунный свет» курят в углу. Я со своей стороны скажу, как не американец, американцы, конечно, не могут на это смотреть иначе, но я скажу, это фильм не о расизме, он о любых формах ксенофобии, он о любых формах толерантности, не толерантности.

П.ФАДЕЕВ: А ты заметил, как «Лунный свет» все тут же и забыли, как-то не пошло дело?

А.ДОЛИН: Нет, я люблю этот фильм, я не забыл о нем. Но этот блестящий, и в отличие от «Лунного света», конечно, «Прочь» абсолютно народное кино.

В.КОЛОСОВА: Антон Долин у нас в гостях. Про «Прочь» рассказали.

П.ФАДЕЕВ: Ну, про «Прочь» мы закончили, надо успеть еще про другие фильмы поговорить.

А.ДОЛИН: Фильмов очень много. Наверное, самый из них большой кроме «Прочь», это фильм «Меч короля Артура», это новая картина Гая Ричи, ну, что само по себе, наверное, является для огромного количества людей рекомендацией, к которой можно ничего не добавлять. Ясно, что Гай Ричи уже он это делал с «Шерлоком Холмсом», опять продолжает деконструировать в своем духе, на своем как бы кинематографическом языке мифы английские. С «Шерлоком» он уже справился, теперь, взяв себе в помощники того же самого Джуда Лоу, на этот раз дав ему роль суперзлодея, он рассказывает историю прихода к власти короля Артура, «Меч в камне» все эти дела. Ну, название «Меч короля Артура» об этом говорит.

Мне опыт показался, честно сказать, довольно неудачным, на мой взгляд. Я не могу здесь ни на чем настаивать, ни о чем говорить с такой стопроцентной уверенностью, но, по-моему, хорошие, благие намерения никакого особенного интересного содержания в себе не заключали, кроме, как взять и рассказать ту самую историю, но чуть более модным современным языком. Он это сделал. Зачем и что он имел в виду, я не понял.

То есть где-то он идет, Гай Ричи, абсолютно за событиями. Был король Артур, он был не королем, а простым парнем, потом он выточил меч из камня, выяснилось, что он истинный король и он сел на трон и построил себе круглый стол и всех туда созвал. И в стране была смута, потому что не было короля, а он наладил порядок.

П.ФАДЕЕВ: Я придумал даже рекламный слоган для этой картины в российском прокате: «Пароль – на горшке сидел король».

А.ДОЛИН: Да, да, примерно так.

В.КОЛОСОВА: Замечательно.

П.ФАДЕЕВ: По-моему, так хорошо.

В.КОЛОСОВА: Ярко.

П.ФАДЕЕВ: Образно.

А.ДОЛИН: Очень хорошо играет роль Артура Чарли Ханнэм, реально хороший английский актер. Ну, в основном, его все знают по «Ангелам анархии» телесериалу, ну, а в кино он был в «Тихоокеанском рубеже» у Гильермо дель Торо, то есть оказался таким актером, в общем, ширпотребного хорошего кино, но потом он снялся в этом «Затерянном городе Z» недавно и там очень хорошо играет. Хороший артист.

В.КОЛОСОВА: Джуд Лоу хороший.

А.ДОЛИН: Джуд Лоу играет тирана Вортингера. Единственное, что они сделали нового, они придумали, что король Артур был, когда он был еще не королем, он был эдакий Робин Гуд. То есть он собрал вокруг себя людей и, на самом деле, они с тираном боролись, зачем меч из камня вытаскивать, надо было тирана сбросить. Но при этом убрали, например, Мерлина, вместо этого там девушка колдунья и она, видимо, и есть будущая королева Гиневра. Вокруг Артура, который там сделал вышибалой в борделе средневековом, всякие цветные, там есть чернокожий, есть какой-то мулат, персонажи, и все они его будущие рыцари — одного зовут сэр Бедивер, другой Тристан, третий Персиваль. Но почему они, и с чего они рыцари, совершенно непонятно.

Действие перенесено в Лондиниум, то есть Лондон, ну, любимый город Гая Ричи, сколько он о нем фильмов снимал. Но при этом все равно есть, действие основное разворачивается в Камелоте и есть Дева озера. То есть, есть эти атрибуты мифа, притом, что другие атрибуты вроде волшебника Мерлина взяли и из фильма убрали. И что эта половинчатость хочет сказать? Все равно это фэнтэзи, все равно это придуманное средневековье с магией, со злым тираном, с благородным героем. И такого отважного, веселого, классного ревизионизма, что все взяли и перепридумали как-то классно, концептуального не получилось. А красивой старой сказки тоже не получилось.

Был же великий фильм, наверняка вы помните, Джона Бурмена «Экскалибур» старый. «Экскалибур», мне кажется, был лучше, честно. Но, с другой стороны, Гай Ричи есть Гай Ричи. Есть несколько смешных сцен, эпизоды построены. Ну, потом он там придумал, что в Лондиниуме там есть у них, у этих рыцарей, они же вышибалы, учитель кунг-фу, они все кунг-фу владеют. Ну, вот, честно, так я сам рассказываю и думаю, а зачем это было нужно?

В.КОЛОСОВА: Ну, чтобы молодежь пошла, которая любит Гая Ричи.

А.ДОЛИН: Ну, мне кажется, молодежь и просто на фэнтэзи хорошее с удовольствием ходит. Ходили же на Питера Джексона с его Толкиеном.

П.ФАДЕЕВ: Слушай, молодежи, которая любила Гая Ричи, уже по 50 лет.

В.КОЛОСОВА: Ну, и хорошо.

П.ФАДЕЕВ: Это мы молодежь.

А.ДОЛИН: Я ничего против Гая Ричи не имею. Еще раз, в этом фильме…

В.КОЛОСОВА: Ну, красивая картинка.

А.ДОЛИН: Этот фильм не за что ругать. Но и хвалить его тоже особенно не за что. Он, мне кажется, довольно проходной. Если он будет иметь большой успех в прокате, тем лучше. Я за Гая Ричи лично буду рад, потому что мне нравится, когда он снимает не фильмы с претензиями на авторское кино, а мне нравится, когда он снимает попсу – «Агентов А.Н.К.Л.», «Шерлока Холмса», мне вот такие фильмы его нравятся. А всякие «Карты, деньги, два ствола», я на них засыпаю на 15-й минуте, честно сказать.

П.ФАДЕЕВ: Мне казалось, что просто, когда вообще он начинал, это было вторично уже по отношению к Тарантино.

А.ДОЛИН: Да, ну, а когда он делал «Шерлока Холмса».

П.ФАДЕЕВ: Ну, «Шерлок Холмс» был симпатичный, да.

А.ДОЛИН: Вопрос вторичности там уже перестал быть важным. Это было коммерческое кино, очень симпатично сделанное.

П.ФАДЕЕВ: Дай, бог, ему счастья, здоровья. Тем более что после расставания с Мадонной ничего более прекрасного в его жизни уже не будет, наверное.

А.ДОЛИН: Ну, кто знает.

В.КОЛОСОВА: Высоколобую дискуссию закончили на тему Гая Ричи?

А.ДОЛИН: Почему высоколобую?

В.КОЛОСОВА: Ну, такие прям.

А.ДОЛИН: Так, ребята, поехали дальше. Фильм «Большой» Валерия Тодоровского, который, наконец, выходит на большой экран.

В.КОЛОСОВА: С Алисой Фрейндлих который?

А.ДОЛИН: С Алисой Фрейндлих и с Валентиной Теличкиной, давайте не будем забывать. Конечно, мы Алису Бруновну все почитаем и любим, она замечательная, но Теличкина, которая сыграла… Фрейндлих сыграла руководительницу, в смысле преподавательницу балетного училища, бывшую знаменитую балерину, Теличкина руководительницу этого училища. Ну, кто не знает еще, хотя, по-моему, об этом фильме так много говорили, что все уже это слышали…

В.КОЛОСОВА: Премьера в Большом даже была.

А.ДОЛИН: Да, премьера была в Большом театре очень красивая. Это история, как бы история карьеры молодой балерины из провинции и вопрос того, станет ли она звездой и действительно балериной или останется в кордебалете. А поскольку она из провинции, рядом есть у нее более из богатой семьи обеспеченная подруга, непонятно, насколько они обе талантливы, и вот они обе взрослеют.

В фильме есть три акта, это они дети, девочки, они в момент выпускного решают, кто из будет из них танцевать Аврору в «Спящей красавице» и, наконец, первая большая премьера для них обеих, французский хореограф, его действительно играет французский хореограф, ставит «Лебединое озеро», и кто из них будет, собственно говоря…

П.ФАДЕЕВ: А мы ничего такого не видели в исполнении Даррена Аронофски?

А.ДОЛИН: Ну, вот, да, Тодоровский изо всех сил открещивается, говорит, что «Черный лебедь» ни при чем. Действительно только одна из трех частей похожа на «Черный лебедь». И это не фильм об одержимости, соперничестве, он не совсем об этом. Но мне кажется, что авторы не совсем определились, о чем он, и что они хотели этой историей рассказать, кроме своей вечной любви к балету, преданности мифу Большого и вот тому труду, который балетные люди через себя пропускают.

Я вздохнул с облегчением, поняв про этот фильм очень многое, когда узнал, что будет еще и сериальная версия. Мне кажется, это и будет настоящий фильм «Большой», а не то, что мы видим на, собственно говоря, большом экране сегодня. Но это мое предположение, может быть, оно не верное. Посмотреть на Фрейндлих, разумеется, всегда интересно. Просто она, когда стоит на экране перед камерой, это уже интересно, тут она действительно играет замечательно. Домогаров великолепно играет сильно пьющего преподавателя балетного из провинции, это такая часть, которая, скорее, к «Билли Эллиоту» отсылает, чем к…

В.КОЛОСОВА: Правдиво получилось?

А.ДОЛИН: Хорошо, да, прямо очень убедительно

П.ФАДЕЕВ: Ну, актер хороший просто, поэтому.

А.ДОЛИН: Ну, никто не спорит. И я хочу отдельно сказать…

В.КОЛОСОВА: А девочки, прости, Антон, балетные?

А.ДОЛИН: Вот, именно об этом хочу сказать, что две главные роли играют Екатерина Самуйлина и Маргарита Симонова, это две, одна из них, правда, уже ушла преподавать из-за травмы, насколько я знаю, другая из них сейчас в Варшаве на сцене танцует в труппе. Они обе непрофессиональные актрисы, а обе балерины, балетные, и обе актерски очень здорово, мне кажется.

В.КОЛОСОВА: Вот я их посмотрела по трейлеру.

А.ДОЛИН: Делают все, что может сделать молодая актриса начинающая, вот это самое там, наверное, интересное, что есть в этом фильме, как непрофессиональные актеры и актрисы вписываются в это кино. Поэтому, ну, конечно, для любителей отечественного кино это тот фильм, который пропустить нельзя. Это как бы веха, это этап. Но я жду сериала, хочу посмотреть полную версию, так сказать.

И теперь коротко об еще трех фильмах, которые выходят, если сейчас успеем, ну, о двух, наверное, только успеем, третий потом.

Две французские картины. Обе можно назвать комедиями. Одна более выраженная комедия, другая, скорее, ближе к мелодраме, но тоже с комическими моментами, классическое французское кино, не обязательное, но приятное.

Один фильм называется «Киллер поневоле», режиссер Паскаль Шомель. Это замечательный классик французского кино Мишель Блан артист играет одну из двух главных ролей, вторую Ромен Дюрис, красавец, симпатичный там, с очень смешной шевелюрой и бородой.

Это история безработного несчастного одинокого человека, совершенно неприкаянного пацана такого, ну, мужика уже, получается, которого нанимает бизнесмен, как киллера, для того чтобы он убил его жену, его неверную жену этого бизнесмена. И герой, который, разумеется, никакой не убийца и вообще ничего не умеет, не знает, но деньги ему очень нужны, ему буквально нечего есть, в холодильнике осталась одна бутылка пива, он на это соглашается. Что из этого всего получается. Это довольно смешно, это в духе старых французских комедий. Ну, конечно, труба пониже, дым пожиже. Понятно, это не Бурвиль, Луи де Фюнес и Пьер Ришар, все равно это местами очень симпатично с французским обаятельным юморком сделанная история.

А фильм «Я и ты», мне очень не нравится, как по-русски назвали его «Я и ты», он называется «Sage femme», это значит «Акушерка», правильный перевод просто «Акушерка». Это история, Мартен Прово это сделал…

В.КОЛОСОВА: Как близко название, да?

А.ДОЛИН: Как обычно. Это история про женщину, у нее уже взрослый сын, она работает акушеркой, собственно говоря, в больнице, у нее такая размеренная, правильная жизнь, и вдруг в ее жизни появляется неожиданно женщина, которая разрушила жизнь ее отца. Отец уже давно умер. Она ушла от отца и осталась такой неприятной легендой в семье. То есть это такая мачеха, которую эта героиня никогда в жизни не видела и не знала. И вот эта мачеха появляется на горизонте и начинает нарушать все планы и становится ее подругой или, наоборот, не подругой. И эту мачеху играет Катрин Денёв. Собственно, это главная причина смотреть этот фильм, как вы понимаете. Потому что отвязанность Денёв, которая в своем совсем уже не детском возрасте продолжает делать все, что угодно на экране, ничего не боится, никаких табу не имеет, невероятно, по-французски развязно, свободно.

В.КОЛОСОВА: Вместе с тем с шиком каким-то.

А.ДОЛИН: Да, с абсолютным шиком. Там у ее героини фамилия Соболевская, она выдает себя за какую-то княгиню, потом выясняется, что она все, конечно, придумала. Она чудесная. И фильм ничего особенного, но пойти, посмотреть на Катрин Денёв это, мне кажется, наслаждение всегда. Так что запомните невыразительное русское прокатное название «Я и ты», и, если вы любите прекрасную Денёв, то можете себе доставить удовольствие. Если нет, то «Киллер поневоле» тоже очень симпатичный.

В.КОЛОСОВА: И еще один фильм, Антон, остался.

А.ДОЛИН: Да, и еще один совершенно очаровательный фильм остался, который мне очень понравился. Он был на Венецианском фестивале, получил приз за лучшую мужскую роль для артиста Оскара Мартинеса. Это аргентинский фильм, как ни странно, вот для любителей такого не типичного странного кино это идеальный выбор на этой неделе.

«Почетный гражданин» называется кино. Его сделали два человека Гастон Дюпра и Мариано Кон, оба аргентинцы, то есть я их вообще совершенно не знаю, по-моему, они какие-то телевизионщики, вот сделали такое кино.

Лучшее, что есть в этом фильме, кроме замечательного действительно артиста, это, безусловно, сценарий. Он не так изобретательно сделан режиссерски, как здорово придуман с точки зрения драматургии.

О чем это кино. Главный герой это культовый аргентинский писатель, давным-давно живущий очень далеко от своей родины, где-то в Европе, лауреат Нобелевской премии.

П.ФАДЕЕВ: Да, который приезжает в свою деревушку?

А.ДОЛИН: Да.

П.ФАДЕЕВ: Как-то говорили уже про это кино.

А.ДОЛИН: Я из Венеции рассказывал, конечно. Лауреат Нобелевской премии, который отклоняет постоянно всякие награды, профессор почетный какого-то университета Токийского, он сидит у себя и очень беспокоится из-за того, что у него ничего не получается нового писать. Ну, это часто бывает у людей, которые достигли высшей власти, как говорил Александр Сергеевич. И тут приходит сообщение, что хотят присудить ему звание почетного гражданина в том городке, где он вырос. А он об этом городке всю жизнь пишет свои книги. Он, видимо, автор такого, как бывает в Латинской Америке, магического реализма, и вот этот городок это его Макондо персональный. И он решает поставить такой над собой опыт и приехать в этот городок и принять эту почесть и посмотреть на то, как выглядит этот мир 50 лет спустя, 40 лет спустя после того, как он оттуда уехал.

И дальше начинается его одиссея, его приключения в этом городке ужасно забавные, трогательные, странные от абсолютного гротеска в пронзительнейшую лирику и обратно уходящую, и с историями любви, новой влюбленности, и с молодежью, и с властью в городе, и со всеми, всеми, всеми, рассказывать не буду. Но актер блестящий, идея очень хорошая, и фильм, мне кажется, очаровательный.

И действительно, на сегодняшний день, особенно с этими инновациями, с деньгами за прокатные удостоверения и прочее, когда такое авторское кино выходит в российский прокат это прямо событие. Потому что, для того чтобы авторский фильм у нас вышел обычно надо, чтобы его автором был какой-нибудь там Альмодовар или какой-нибудь Вуди Аллен, или какой-нибудь Ханеке, тогда – да. А тут неизвестный совершенно для нас автор, аргентинская картина, некий «Почетный гражданин». То есть, на самом деле, на стороне этого фильма только один факт – это хороший фильм, больше ничего о нем не скажешь особенного, это просто хорошее кино. Забавное, хорошее, классно, ладно написанное, скроенное кино. Поэтому я всем людям доброй воли его очень советую.

И последнее, что я хотел сказать. Да, во-первых, я в прошлый раз еще не смотрел «Стражей Галактики», таки да, подтвердились все мои предположения, фильм блестящий, для детей, конечно, и для выросших детей, но очень смешной и здорово сделанный. Мне ужасно понравилась богоборческая тема там возникшая, потому что выяснилось, что Курт Рассел играет Бога, бородатого Бога, который придумал себе имя Эго, живет на планете и считает, что он правит всей Вселенной. Это очень смешно и классно сделано. Там хороший саундтрек как всегда и великолепный енот. Ну, так и есть.

Последнее, что я хотел сегодня вам, друзья, рассказать…

П.ФАДЕЕВ: Я вспомнил, когда тут у нас в один проект, в котором я участвую, как телевизионщики называют цифры, оказались чуть хуже, чем нам показалось, они должны были быть. Я говорю: «Кто же там был?» Оказалось, что там по другому каналу показывали «Стражи Галактики» первый. Я говорю: «А что это за «Стражи Галактики»?» — спрашиваю я Сокола Кружкина. Он говорит: «Ну, там такой не совсем стандартно сделанный комикс, который с оригинальными поворотами». Я говорю: «Ну, и что, и что там такого?» Он говорит: «Ну, например, там есть говорящий енот». Все, теперь все встало на свои места.

А.ДОЛИН: Там еще есть говорящее дерево. Два лучших друга – дерево и енот.

В.КОЛОСОВА: Замечательно.

А.ДОЛИН: Ну, правда же, хорошо?

В.КОЛОСОВА: Ну, хорошо, отлично.

А.ДОЛИН: Я съездил в Корею Южную, я совершенно потрясен замечательными зрителями. Как они смотрели фильм Алексея Юрьевича Германа, а некоторые фильмы редкие там были в довольно плохом качестве. Полный зал на трехчасовом «Трудно быть богом», а потом на часовой дискуссии с моим участием, с обсуждением того, как устроен этот фильм и о чем он.

Люди, которые, ни один человек не уходит из зала, ни один человек не ведет себя как-то неуважительно, никто не лезет в телефон за смсками, никто не разговаривает. Ну, я уж молчу про попкорн. Все смотрят кино. Единственная их забота, как задавали мне там вопрос: «Можно ли не будучи русским, в полной мере понять такого рода кино?» Я говорю: «Дорогие мои, вы, даже будучи русским нельзя в полной мере понять такое кино. Но будучи внимательным зрителем любой страны, можно понять и взять от него максимум, который вы хотите взять и явно возьмете».

И я восхищен тем, что это зрители, в основном, еще и молодые. Мне кажется, абсолютное большинство были люди от 20 до 30 лет. Мне кажется, будущее кинематографа мирового, оно где-то в Южной Корее. И, честно, это вторая страна в моей жизни после Франции, в которой я вижу такую любовь к кино, до которой всем нам, включая американцев и, конечно, русских, итальянцев, немцев еще как бы грести и грести. Поэтому я понял, почему на Каннском фестивале, начинающемся 5 корейских фильмов в основной программе, плюс корейские режиссеры в жюри. Они имеют право быть первыми среди равных и говорить об этом.

П.ФАДЕЕВ: К слову о Каннском фестивале. Ты же уезжаешь на Каннский фестиваль?

А.ДОЛИН: Да, на следующей неделе. Может быть, успеем до этого еще эфир один провести.

П.ФАДЕЕВ: Да, повидаемся, а потом на связи будем.

А.ДОЛИН: Во вторник увидимся. Всем пока.

В.КОЛОСОВА: Спасибо.