Зачем дети строят из всего, что попадается под руку? Как начинает малыш конструировать и зачем ему это? Разбираемся в основах детского конструирования.
Дошкольное обучение
Целью образования Фридрих Фребель считал постижение человеком вечного закона единства. Все в этом мире едино и все со всем связано.
У ребенка, в отличии от взрослого, мир не разделен, он ощущает себя частью целого мира.
Kindergarten (детский сад) – это, буквально, райский сад, тот самый, где жили Адам и Ева, где было дерево познания добра и зла. Это место гармонии, место объединенности всего со всем.
Забота о подрастающем ребенке вышла из религиозного сознания и понимания того, что ребенок должен соединиться с творцом.
Освоение пространства
Через предметы ребенок осваивает пространство, если ребенок не может преобразовывать пространство вокруг себя, он его и не осваивает.
Пространственное моделирование или конструирование – это средство управления пространством, временем и миром предметов. То есть ребенок активно влияет на мир и чувствует себя творцом.
Что нужно ребенку для конструирования?
Единичные объекты, из которых можно строить. Обычно, это кубики.
Его представления материализуются в конкретной модели – цепочке из кубиков.
При конструировании ребенок сам ставит кубик на кубик и получает нечто – объект.
Этому объекту он приписывает то содержание, которое сам по себе объект не несет. Например, вертикально выстроенные кубики, ребенок называет лифтом.
Чем более условна постройка, чем более она не похожа на то, как называет ее ребенок, тем лучше развивается его речь и мышление.
Какова роль родителя?
Родителю лучше не трактовать постройки ребенка, а опираться на то, как видит этот объект малыш.
Родитель осуществляет выясняющую функцию. Он должен развивать содержание, т.е. задавать ребенку наводящие вопросы: «Это лифт? А как он открывается? А кто первый входит? А зачем он поднимается наверх?»
Так происходит развитие представлений ребенка об окружающем мире и той модели, которую он создает.
Важно дать ребенку возможность самому делать свои открытия.
Не надо говорить ему, как правильно строить, он сам поймет, что нужно делать, уже в процессе.
Это принципиальный момент!
Детям важно совершать открытия, без помощи взрослых, тогда это желание сохранится и в течение жизни.
Это позволяет развивать у ребенка критическое мышление, потому что он привыкает опираться на свой личный опыт.
Воспитание – это искусство ожидания.
Современные родители очень торопятся, пытаются вложить в ребенка как можно больше.
Но главное родительское искусство – это ожидание и создание условий, позволяющих ребенку самому познавать мир.
В ребенке уже все культурные смыслы заложены, достаточно создать для него среду, в которой он сможет проявить себя.
Еще больше о дошкольном воспитании детей смотрите и слушайте на сайте радио «Маяк»!