В возрасте 4-6 лет ребенок может научиться писать. Причем и письмо, и чтение ребенок способен освоить одновременно. Нужно ли учить дошкольника писать? И если да, то как это делать?
Как создать среду, чтобы дошкольник начал читать?
Учиться работать со знаками.
Знаки – это буквы, цифры, флаги, знаки дорожного движения, эмблемы и т.д.
Еще не интересуясь знаками, ребенок начинает работать с признаками – его характеристиками.
Важно разговаривать с ребенком о признаках!
Вы можете спрашивать его – «А как ты решил, что этот чай горячий?», «Как ты это понял?». И он отвечает – «Я потрогал и обжегся».
Благодаря этому ребенок начинает задумываться о признаках, а дальше уже и о знаках.
Далее ребенок начинает вкладывать в букву особое значение. Например, он видит букву «С» и она у него любимая, потому что его зовут Сергей. Этот знак имеет индивидуальный смысл для него.
Ребенок может воспринимать слово целиком, не воспринимая отдельные буквы.
Воспитывать культуру чтения.
Читайте ребенку перед сном.
Он не просто должен слышать голос читающего, но и видеть его.
Ребенку важно понять причинно-следственную связь: книга – читающий — звук.
Важно водить пальцем по тексту во время чтения, тогда ребенок начнет следить за ним. Т.е. будет работать эффект постепенно появляющегося текста.
Это обеспечит ему опыт слежения, что поможет в дальнейшем при обучении чтению.
Сама мизансцена чтения бесконечно важна!
Среда должна быть насыщенна знако-буквенными системами.
Нужно, чтобы ребенок постоянно видел разные шрифты, контексты, подписи к картинкам – это идеальная среда для ребенка.
Буквы на холодильнике – отличная идея! Дети постоянно их переставляют, конструируют из них слова.
Оставлять записи на холодильнике — это прекрасная внутрисемейная культура.
Книги с мелкими рисунками, панорамные рисунки с мелкими деталями, которые ребенок будет долго и с интересом рассматривать.
Существует множество методик обучения чтению и письму:
- Карточки Домана
- Кубики Зайцева
- Программа Е.Е. Шулешко,
- Программа Ольги Соболевой по развитию речи ребенка
- Чтение по звуковым ориентирам Кушнира
Если родитель берет ручку и пишет рядом с ребенком, то ребенок начинает ему подражать. И уже в дошкольном возрасте начинает писать. А если родитель стучит по клавиатуре, то ребенок будет имитировать и это, но, к сожалению, это никак не будет связанно с письменностью.
В наших подборках на сайте «МаякПРО» Вы сможете подобрать интересные книги для чтения вместе с детьми. Слушайте радио «Маяк», узнавайте первыми все самое интересное!