📚 В процесс чтения включён весь мозг. Особенно работают три области. Одна воспринимает, вторая анализирует, а третья воссоздаёт образ.

📚 Во время чтения мозг фантазирует и создаёт картину того, что человек прочёл.

📚 Чтение развивает мозг. Оно учит мозг связывать символ-слово с воспоминанием-реальным объектом.

📚 Весь мир для мозга человеку существует как реальная окружающая картина и как некий абстрактный мир, который создаётся с помощью речи, надписей и воображения самого человека.

📚 У человека одно полушарие мозга немного больше. Именно оно отвечает за умение говорить, читать и кодировать информацию. У правшей за это отвечает левое полушарие, у левшей — правое.

📚 Чтение — это энергозатратный процесс. Количество затрачиваемых ресурсов зависит от качества прочитанной информации: на чтение учебника по математике энергии потратится больше, чем на чтение бульварного романа.

📚 Чтение — это линейный процесс. Информация поступает логично и линейно. Мозгу это воспринять проще, чем обработать информацию из видеоряда. При этом, чтение на иностранном языке заставляет мозг работать сильнее и помогает предотвратить старческие изменения.

📚 Мозг умеющего читать и мозг не умеющего читать различаются. У читающего мозга височные доли и области, которые связаны с речью и кодированием информации, будут больше, чем у не умеющего читать.

📚 В тот момент, когда человек овладевает умением говорить, а потом читать, происходит большой скачок в развитии мозга.

📚 Чтение должно и может приносить интеллектуальную радость. Работа мозга связана с проживанием линейного состояния. Когда уровень некой задачи и уровень навыка выше среднего, то человек может войти в так называемое «состояние потока». В нем человек теряет чувство времени, он эффективен и получает удовольствие от самого процесса. Поэтому чтение должно приносить удовольствие, а не быть за награждение.

📚 Удовольствие от чтения приходит с повышением уровня умения читать. Человек получает удовольствие именно от наличия навыка чтения.

📚 Читать про себя для мозга сложнее и полезней. При чтении вслух мозг самостоятельно не создаёт прочитанные образы: он их слышит и потом визуализирует. Это проще.

Про мозг и чтение рассказывает Вера Толченникова, преподаватель кафедры высшей нервной деятельности МГУ. Запись эфира слушайте на сайте радио «Маяк»