Александр Беляев по праву считается величайшим фантастом советского времени. Беляев всю свою литературную жизнь посвятил написанию научно-фантастических повестей и романов, в которых делал поразительно точные предсказания. В 1990 году Союз Писателей СССР учредил литературную премию имени Александра Беляева, присуждаемую в области научно-популярных и научно-художественных произведений.

«Голова профессора Доуэля» (1925)

Сюжет. Парижский профессор-хирург Керн втайне проводит успешные работы по оживлению человеческой головы. Мари Лоран, поступившая ассистенткой в его частную клинику, случайно узнаёт, что успеху в исследованиях Керн обязан оживлённой им голове его бывшего руководителя и известного профессора Доуэля, умершего при подозрительных обстоятельствах. Керн скрывает факт существования оживлённой головы и вынуждает её работать на себя.

Комментарий. Сам Александр Беляев называет рассказ, а затем и роман, в некой степени автобиографическим: «Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни „головы без тела“, которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия…».

Экранизация. «Завещание профессора Доуэля» – художественный фильм 1984 года, основанный на романе Беляева. Однако от оригинального текста остались только главные герои и некоторые идеи произведения.

«Человек-амфибия» (1928)

Сюжет. Аргентинский хирург Сальватор занимается биологическими исследованиями, одна из их основных тем — пересадка органов, в том числе межвидовая. Попутно он оказывает медицинскую помощь индейцам, приходящим к нему со всей Южной Америки. Однажды Сальватору приносят на лечение ребёнка, который неизбежно должен умереть — его лёгкие слишком слабы. Борясь за жизнь ребёнка, хирург пересаживает ему жабры молодой акулы, благодаря чему ребёнок остаётся жив и получает возможность жить под водой.

Комментарий. На страницах этого романа Александр Беляев предсказал появление акваланга с открытым типом дыхания сжатым воздухом и трансплантацию органов человеку.

Экранизация. В 1962 году студией «Ленфильм» был снят художественный фильм «Человек-амфибия». Он стал лидером советского проката с более чем 65 млн зрителей за год. Впервые роман хотели экранизировать в Америке в середине 1940-х, но из-за опасности и сложности подводных съемок экранизация была признана невозможной.

«Человек, потерявший лицо» (1929) и «Человек, нашедший лицо» (1940)

«Человек, потерявший лицо» – оригинальное произведение, посвященное достижениям эндокринологии. »Человек, нашедший лицо» – это переработанный вариант первого романа, сюжет которого был переделан в более социальный с намеком на идеологическую подоплеку.

Сюжет. Комик-карлик Тонио Престо стал одним из самых знаменитых и богатых киноактёров Америки благодаря своему уродству, контрастирующему с огромным драматическим талантом. Однако, его успех в кино не помогает ему в личной жизни. Узнав о существовании русского доктора в Сакраменто, исправляющего физические недостатки, Престо в тайне от всех выезжает к нему, чтобы исправить своё уродство. Сорокин, используя гормональную терапию, возвращает Престо тело и лицо, которые должны были бы быть у него, если бы не заболевание кретинизмом. Престо стал высоким красавцем, но в результате его не узнал даже его слуга.

Комментарий. В этом романе Александр Беляев предсказывает развитие пластической хирургии и этические проблемы, связанные с бесконтрольным изменением внешности, а также развитие расовой дискриминации.