Александр Расторгуев – настоящий художник, главный российский документалист XXI века, человек невероятного таланта.
Настоящая экстремальная репортажная журналистика и документальное искусство, которое с ним связано, живы, и по-прежнему сопряжены с чудовищной опасностью.

Его смерть – это огромная потеря не только для тех, кто знал его лично, но и для искусства кино.

 «Чистый четверг» (2003)
Это первый его фильм. Легендарная картина.
Фильм рассказывает о банном дне, о помывочном вагоне в Чечне. Душевая – помывочная, где моются солдаты, и обсуждают свою повседневную жизнь.
Это был принцип Расторгуева — он снимал войну, но не хотел снимать боевые действия.
После окончания съемок, он должен был улетать из Чечни вертолетом, но он и его съемочная группа просто не поместились в него. Вскоре этот вертолет упал на минное поле и все погибли, в том числе и многие герои этого фильма. Это история о человеке, ходившем по краю.

«Дикий, дикий пляж. Жар нежных» (2007)
Есть 3 версии фильма – 1,5 часа, 3 часа и 5,5 часов.
Невероятный рассказ о русских людях, которые отдыхают на диких пляжах краснодарского края, которые не могут себе позволить пансионаты в Сочи. Это история о простых наших людях, об их жизни, отпуске и лете.
Это эпос о том, что такое быть постсоветским человеком. Там есть все — и любовь, и ненависть, и гротеск, и красота, и жестокое обращение с животными, и люди, как животные, купание, секс, отдых и работа. Этот фильм – это настоящий русский мир, какой он есть.

«Я тебя люблю» (2011), «Я тебя не люблю» (2012)

Это лирические картины о любви. Фильмы о том, какие формы любви существуют – свободная любовь, измены, моногамные отношения.
Героям фильма выдали камеру с указаниями снимать себя в самых разных ситуациях. Герои сами цензурировали что снимать, а что нет. Это было их полное право – где они играют на камеру, а где снимают реальность. Позже они сдавали материал Расторгуеву, который и превращал его в настоящий фильм.

«Срок» (2013)

Совместный проект Александра Расторгуева, Алексея Пивоварова и Павла Костомарова.
Это лучшая картина о русской оппозиции. Внутренний сюжет картины, это не то, как родились, а потом задохнулись или были задушены протесты, а о том, как Ксения Собчак нашла Максима Виторгана, и о том, как любовью закончились все ее оппозиционные поиски.

Расторгуев давал своему зрителю огромную свободу трактовки того, что он видит на экране – что это такое, о чем это, почему это так — каждый человек после просмотра делал выводы для себя сам.

Главную российскую премию за неигровое кино — «Лавровую ветвь» в этом году решили посмертно присудить Александру Расторгуеву.

Это человек колоссального взрывного таланта, он хотел переосмыслить весь кодекс мирового документального кино, он придумывал и работал над тем, как сделать кино другим.

Кинокритик Антон Долин о фильмах Александра Расторгуева. Смотрите и слушайте на сайте радио «Маяк»