45 лет назад в Советском Союзе была показана первая серия легендарного телесериала «Семнадцать мгновений весны». Трудно представить, но премьеру картины посмотрели свыше 200 миллионов зрителей. Во время всех 12 премьерных показов (именно столько серий вышло на телеэкраны) по всей стране снижалось потребление воды, почти не было уличной преступности, зато в разы увеличивалось потребление электроэнергии — люди приникали к экранам.

 «Вы так убежденно доказываете, что человек произошел от обезьяны, как будто Вы лично видели эту обезьяну и она шепнула это Вам на ухо»

🔹 «Семнадцать мгновений весны» вышел чёрно-белым: таким образом Татьяна Лиознова пыталась добиться сходства с документальной лентой. К слову, в фильме использовано немало материалов с военными хрониками.

 «Среди рабов нельзя быть свободным. Так не лучше ли быть самым свободным среди рабов?»

 «Бездействие хуже предательства»

🔹 Когда в кадре крупным планом появляются руки Штирлица — это руки не Тихонова, а ассистента художника — Феликса Ростоцкого: у Вячеслава на правой руке была татуировка «Слава», которую гримерам скрыть не удалось. Кроме того, шифровки за профессора Плейшнера тоже писал Ростоцкий – у актера был ужасный почерк.

 «Вы слишком много знаете. Вас будут хоронить с почестями после автомобильной катастрофы»

🔹 Знаменитой сцены встречи Штирлица с женой в кафе «Elefant» изначально не было ни в книге, ни в сценарии: Тихонов предложил её снять, когда работа над фильмом уже шла полным ходом.

 «Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно»

 «Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймешь, наверное…»

🔹 Ребёнка радистки Кэт играл не один младенец, а целых шесть: фильм снимался довольно долго, а малыши, которых можно было снимать не больше 2 часов в день с интервалами не менее 15 минут для пеленания и кормления, очень быстро росли.

 «Странное свойство моей физиономии: всем кажется, что меня только что где-то видели»

 «Беременность делает красивой любую женщину, а у тебя просто не было возможности это замечать»

🔹 Музыку к фильму написал Микаэл Таривердиев: из 10 созданных им композиций в фильм вошли только две: «Где-то далеко…» и «Мгновения» на стихи Роберта Рождественского.

 «Трудно стало работать. Развелось много идиотов, говорящих правильные слова»

 «Женщины хуже злодеев. Там, по крайней мере, все ясно. А женщина сначала патоку разведет, а потом скрутит тебя, да еще обманет с твоим другом, если у тебя силенок поубавилось»

🔹 Особое внимание при создании фильма уделялось исторической достоверности: в качестве консультантов были наняты настоящие сотрудники Лубянки, фамилии которых были вырезаны из титров по просьбе Юрия Андропова, в тот момент возглавлявшего КГБ. Консультировали съемочную группу и по одежде: каждый наряд шился лишь после одобрения бывшего разведчика — полковника Брауна, который знал специфику немецкой формы.

 «Как там у Пушкина было? «Ай да Пушкин, ай да сукин сын»? Ай да Штирлиц»

 «Из всех людей на планете я больше всех люблю стариков и детей»

🔹 Сцена со Штирлицем и собакой – это полная импровизация: пёс сам прибежал к Тихонову, который парковал машину, и сел рядом с актёром.

 «Умирать страшно в одиночку. Скопом — пустяки, даже пошутить можно»